Фото: Unsplash.com

Банки начинают ревизию своих клиентов-релокантов «первой волны». Заставить уехавших сообщить о своих изменившихся жизненных обстоятельства они могут, пользуясь положениями договора комплексного банковского обслуживания (ДКБО). Как правило, любой клиент, имеющий счет в банке, присоединяется к этим правилам.

Большинство кредитных организаций включают в такие договоры пункты, по которым клиенты обязуются проинформировать банк о смене своего налогового резидентства, получения или утраты права на проживание в РФ или другом государстве, смене прописки или места фактического проживания. Также в этих договорах обычно перечислены и санкции, которые банк может ввести против «уклонистов».

Недавно об этих положениях напомнил своим клиентам-физлицам «Райффайзен банк». 16 декабря он внес изменения в ДКБО, по которым с 21 декабря неуведомление о смене резидентства оказывается в перечне случаев, при наступлении которых банк вправе заблокировать карту и отказать клиенту в транзакции.

«Райффайзен» поставил неуведомление в один перечень с такими нарушениями, как:

  • «необычный характер операции»,
  • «нарушение законодательства об отмывании доходов, полученных преступным путем».

Такими формулировкам банки часто объясняли блокировки карт и разрыв ДКБО при выявлении транзакций, связанных с криптовалютой.

Пресс-служба банка говорит, что эти изменения не повлекут за собой массовых отказов в транзакциях и блокировок счетов релокантов. Изменения там объясняют нормами валютного регулирования и контроля, заверяя, что валютные платежи и денежные переводы клиентов в российские и зарубежные банки работают в штатном режиме.

«Согласно законодательству, банковские счета клиентам открываются и операции по ним проводятся с учетом того, является ли клиент валютным резидентом или валютным нерезидентом. Если после открытия счета у клиента изменился его валютный статус, ему нужно сообщить об этом банку”, — добавляет пресс-служба. В качестве примера пресс-служба приводит отказ от гражданства в связи с приобретением нового.

Как изменится тарифная политика банка, лимиты и перечень доступных операций в отношении лиц, сообщивших о том, что они провели за рубежом более 183 дней, Райффайзен банк комментировать отказался. Также банк не ответил по существу, по каким признакам он планирует выявлять несоответствие резидентства заявленному и будет ли до блокировки общаться с потенциальными уклонистами в индивидуальном порядке.

Frank Media отправили запрос 30 крупнейшим розничным банкам. Большинство из них не стали комментировать, как они выявляют резидентство клиентов и планируют ли изменять тарифную политику для тех из них, кто прожил более 183 дней за рубежом. Совкомбанк и «Уралсиб» сообщили о том, что условия обслуживания при изменении идентификационных данных клиента в текущий момент не меняются, а прецедентов применения блокировок к релоцированным клиентам из-за неуведомления о смене резидентства у них не было.

Знать о том, в какой стране постоянно живет клиент, важно для банка, чтобы не попасть под штрафы и пени, говорит юрист BGP Litigation Линда Куркулите.

Налоговый агент. Банк может выступать налоговым агентом для своего клиента, удерживая подоходный налог с доходов физлиц, пользующихся брокерскими услугами.

Ставки НДФЛ при налогообложении дохода, полученного от инвестиционной деятельности, для резидентов составляет 13% (15% — для доходов свыше 5 млн рублей), а для нерезидентов – 30%. Ставка НДФЛ на дивиденды для резидентов — 13% (15% при доходах свыше 5 млн рублей), а для нерезидентов – 15%. Кроме того, нерезиденты не имеют права на налоговые вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам (ИИС).

Налоговые агенты исчисляют сумму НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. То есть, при выплатах в пользу клиента банк обязан ориентироваться не на 183 дня в течение календарного года, а на 12 следующих подряд месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, и понимать, числится ли в их составе 183 дня пребывания в РФ, объясняет Куркулите.

Неначисление или неполное начисление НДФЛ может повлечь привлечение банка к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, и уплату пени, добавляет она.

Валютный агент. В отношении исполнения валютного законодательства у банков также могут возникнуть проблемы и штрафы. По 173-ФЗ резидентами считаются граждане РФ, а также иностранцы с ВНЖ, которые проводят в России более 183 дней. По общему правилу резидентам запрещены расчеты в валюте за рубежом, однако те резиденты, кто проводят за границей более 183 дней, имеют право проводить расчеты с резидентами в валюте. Для юрлиц штрафы за проведение незаконных валютных операций могут составить 75-100% от суммы транзакции.

Российское законодательство разрешает банкам запрашивать информацию о налоговом резидентстве, в частности, номер ИНН и аналогичные идентификационные номера, в зависимости от специфики налогового учета различных юрисдикций, а также данные о гражданстве, рассказывает пресс-служба “Уралсиба”. Подписав ДКБО, клиент подтверждает, что информация в отношении налогового резидентства достоверна, а также принимает, что несет ответственность за предоставление ложных и заведомо недостоверных сведений о себе и что банк может взыскать с него свои убытки, продолжает директор департамента комплаенса Совкомбанка Марина Бурдонова.

Оба банка подтвердили, что в их типовых договорах ДБКО установлены сроки для уведомлениии об изменении налогового статуса и получении разрешения на проживание в другой стране в установленные банком сроки. В среднем они составляют от 3 до 15 дней с момента смены резидентства.

В то же время требования к указанию о фактического адреса проживания не так строги, говорят собеседники Frank Media. “Постановление правительства <…> содержит требование установить лишь один из адресов клиента – места регистрации или места пребывания, говорит Бурдонова. “Если клиент не указал адрес фактического пребывания при идентификации, то прямой обязанности информировать банк об изменении адреса у него нет”, — заключает она.

Осенью после объявления частичной мобилизации в России началась вторая волна эмиграции. Точных данных о том, сколько россиян уехало за границу и обосновалось там, пока нет. ФСБ в ноябре дало данные лишь об общем числе выездов россиян за рубеж – 9,7 млн раз с июля по сентябрь, а Минцифры смогло оценить число не вернувшихся IT-шников – 100 тысяч человек. По оценке источников Forbes, Россию покинуло до 700 тысяч человек c 21 сентября.

Многие из тех, кто выехал весной, уже успели провести за рубежом полгода и потеряли налоговое резидентство РФ, а также получили возможность рассчитываться в валюте с резидентами. Именно для них начинают действовать требования ДКБО об уведомлении банка. Для тех, кто покинул РФ осенью, этот срок наступит весной 2023 года.