Минфин Бельгии наряду с Минфином Люксембурга выдал разрешение на разблокировку активов Национального расчетного депозитария (НРД), которые были заморожены в Euroclear до введения санкций в отношении российского депозитария в начале июня, заявил первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин в ходе лекции для студентов МГИМО.

Позже он опроверг свою же информацию о выдаче такого разрешения со стороны Бельгии.

Из его слов следует, что лицензия была получена 20 декабря вместе с лицензией от властей Люксембурга. Срок действия лицензии также истекает 7 января 2023 года.

«Я думаю, что многие из вас услышали, что буквально вчера правительства Люксембурга и Бельгии приняли решение дать возможность Euroclear как крупнейшей депозитарной международной системе разблокировать часть российских бумаг», — сказал он. Сейчас НРД занимается «вопросом осмысления того, что дает это разрешение (оно не длинное — до 7 января 2023 года), и, соответственно, какие бумаги можно вывести из-под Euroclear в другие депозитарии», — отметил Владимир Чистюхин.

Frank Media направили запрос в НРД, Московскую биржу, а также крупнейшим брокерам и управляющим компаниям.

Согласно отчету Euroclear за третий квартал 2022 года, скопленные в депозитарии средства российских инвесторов составляют порядка 90 млрд евро. Эта сумма только растет, так как депозитарий продолжает получать доход с замороженных в рамках антироссийских санкций средств.

Евросоюз ввел блокирующие санкции в отношении НРД 3 июня 2022 года в ходе шестого пакета санкций. После к ним присоединилась Швейцария. Попадание под блокирующие санкции ЕС означает полную заморозку активов компании на территории стран Евросоюза, а также запрет для резидентов физлиц и юрлиц этих государств осуществлять сделки и операции с российским депозитарием. Совет Европы объяснял данные ограничения тем, что НРД «играет существенную роль в функционировании российской финансовой системы и связей ее с международной финансовой системой и, таким образом, прямо и косвенно поддерживает Российскую Федерацию в ее действиях, политике и ресурсах». Однако блокировка активов НРД затронула россиян, активы которых там учитывались и были связаны с международной инфраструктурой.

При этом разрушение «депозитарного моста» между НРД и европейскими депозитариями – Euroclear и Clearstream – произошло намного раньше июня – еще в марте. В ходе чего почти все операции с российской и международной инфраструктурой из-за санкций на российские компании и бизнесменов сначала проходили в ручном режиме, а потом и вовсе были заморожены.

В сентябре 2022 года НРД после согласования с Euroclear и внешними европейскими консультантами обратился в Министерства финансов Бельгии и Люксембурга, чтобы получить генеральные лицензии для разблокировки активов своих частных клиентов, которые не находятся под санкциями. Накануне НРД получил лицензию на разморозку активов в Clearstream от Минфина Люксембурга.

По данным Банка России, замороженными оказались активы россиян на 6 трлн рублей. Только иностранными акциями на 320 млрд рублей не могут распорядиться 5 млн россиян, указывал регулятор.

Участники рынка о получении лицензии от властей Бельгии:

  • «Бельгия, как и ожидалось, последовала примеру Люксембурга и также выдала лицензию клиентам российских брокеров на разблокировку активов. Пока возможности ознакомиться с полным текстом документа не было, однако можно предположить, что базовые условия в нем идентичны, равно как и крайний срок — 7 января», — прокомментировала Frank Media старший аналитик по облигациям ITinvest Ольга Никитина.

    Нельзя исключить, что столь короткий срок, в который клиентам дается возможность перевести или продать заблокированные активы связан со сроками отмены комиссии НРД за проведение операций, связанных с переводом российских и иностранных ценных бумаг — до конца 2022 года, говорит она. «Отсутствие получения экономической выгоды было одним из условий начала взаимодействия между российским и европейским депозитариями. Однако ответные действия западных контрагентов последовали с большой задержкой, из-за чего многие клиенты могут не успеть воспользоваться появившейся у них возможностью», — пояснила Ольга Никитина.