Первый заместитель председатель Банка России Владимир Чистюхин ошибся, когда говорил о том, что Минфин Бельгии выдал Национальному расчетному депозитарию (НРД) лицензию на разблокировку активов. «Сегодня есть только люксембургская лицензия, бельгийской пока нет. Будет она и в каком виде – это серьезный вопрос», – уточнил Чистюхин во время лекции для студентов МГИМО.

Ранее Минфин Люксембурга дал разрешение (сроком до 7 января 2023 года) на разблокировку активов, ценных бумаг и купонного дохода, которые зависли в международном депозитарии Clearstream до санкций. Они были введены Евросоюзом в отношении Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу «Московская биржа») в начале июня.

В частности, в документе отмечается, что речь идет об активах НРД, которые учитывались в Clearstream до 3 июня.

Евросоюз ввел блокирующие санкции в отношении НРД 3 июня 2022 года в ходе шестого пакета санкций. После к ним присоединилась Швейцария. Попадание под блокирующие санкции ЕС означает полную заморозку активов компании на территории стран Евросоюза, а также запрет для резидентов физлиц и юрлиц этих государств осуществлять сделки и операции с российским депозитарием. Совет Европы объяснял данные ограничения тем, что НРД «играет существенную роль в функционировании российской финансовой системы и связей ее с международной финансовой системой и, таким образом, прямо и косвенно поддерживает Российскую Федерацию в ее действиях, политике и ресурсах». Однако блокировка активов НРД затронула россиян, активы которых там учитывались и были связаны с международной инфраструктурой.

Национальный расчетный депозитарий подал 2 ноября 2022 года обращение в Совет ЕС в рамках административной процедуры обжалования решения о включении НРД в санкционные списки Евросоюза. В конце сентября НРД подал запросы в уполномоченные финансовые органы Бельгии и Люксембурга на получение лицензий.