Россия и Китай могли обеспечить рекордные по темпам и объему покупки золота, пишет Financial Times (FT). По версии издания, страны стремятся диверсифицировать свои резервы, отказываясь от доллара.

По данным MKS PAMP, Россия производит около 300 тонн золота в год, но на внутренний рынок приходится всего 50 тонн. Для России санкции на продажу этого металла могли стать серьезной проблемой для золотодобывающей отрасли, отмечает FT. «Учитывая ограничения на экспорт, логично предположить, что это российский ЦБ (закупал золото. — FM)», — рассказал изданию Джованни Стауново, товарный аналитик UBS. Банк России прекратил ежемесячные отчеты о своих резервах вскоре после начала конфликта на Украине. «Наших золотовалютных резервов (ЗВР) достаточно сейчас. У нас нет задачи специального накопления золотовалютных резервов», — говорила в середине декабря председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Западные правительства заморозили $300 млрд российских ЗВР, что, по мнению стратега по металлургии в MKS PAMP Ники Шилc, могло побудить страну задаться вопросом: нужно ли иметь столько долларов, если их могут конфисковать в любой момент? 

Народный банк Китая (НКБ) сообщил ранее в этом месяце, что в ноябре впервые увеличил свои запасы золота с 2019 года, прибавив 32 тонны на сумму около $1,8 млрд. В FT предполагают, что таким образом Пекин хочет признать свой выход на рынок покупок, но показать, что его роль в общем объеме покупок металла ограничена. При этом издание, ссылаясь на источники в золотодобывающей промышленности, пишет, что китайские закупки «почти наверняка выше».

В третьем квартале этого центральные банки стран мира приобрели 399,3 тонны золота — на 114,6% больше, чем кварталом ранее, свидетельствуют данные World Gold Council (WGC). Это рекордный объем покупок золота со стороны ЦБ с 2000 года, когда WGC начал вести наблюдение. Предыдущий рекорд был установлен в третьем квартале 2018 года, когда мировые центробанки купили 240,5 тонн золота.

Крупнейшим из известных покупателей золота в третьем квартале 2022 года стал ЦБ Турции, который приобрел 31 тонну металла, центробанк Узбекистана – 26 тонн. Крупным покупателем был ЦБ Катара, который в июле купил 15 тонн золота, в августе и сентябре, по оценке WGC, он снова покупал металл. Также покупателем в третьем квартале выступал ЦБ Индии: банк купил 13 тонн в июле, а потом еще 4 тонны в сентябре. Заметными покупателями стали ЦБ Мозамбика (2 тонны), Филиппин (2 тонны) и Монголии (1 тонна).