Экспортеры, которые работают в рамках межправительственных соглашений, смогут зачислять валютную выручку на счета поставщиков в уполномоченных банках без ее обязательной продажи, следует из указа президента России Владимира Путина, который вступил в силу с сегодняшнего дня.

Действие указа распространяется на российских резидентов, которые в соответствии с внешнеторговыми контрактами осуществляют передачу нерезидентам товаров, поступивших от российских поставщиков. Конвертация и перевод поступивших от нерезидентов средств в другой от указанной в договоре поставки валюте или может осуществляться только при наличии предварительного согласия российского поставщика.

«Предоставить юридическим лицам — резидентам (российским экспортерам), которые непосредственно осуществляют передачу нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым договорам (контрактам) товаров, поступивших от иных юридических лиц — резидентов (российских поставщиков) на основании договоров поставки, заключенных между российскими экспортерами и российскими поставщиками во исполнение межправительственных соглашений, право переводить денежные средства в иностранной валюте, поступившие от нерезидентов…, на счета российских поставщиков в уполномоченных банках без обязательной продажи иностранной валюты», — говорится в документе.

Российских экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров с конца февраля 2022 года. Затем эти правила постепенно ослаблялись: например, увеличивались сроки, в которые должна была быть совершена обязательная продажа. К тому же правкомиссия могла регулировать и сам объем продажи.

Аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов считает, что введение данного указа логично, так как Россия все ещё нуждается в валюте, поступление которой сократилось на фоне геополитической ситуации.

«Решение вполне логичное, так как Россия все же нуждается в валюте, поступления которой в страну заметно сократились. Однако это в некотором роде сводит на нет заявления о том, что «Россия торгует газом и нефтью в рублях». Собственно, и раньше это не было торговлей в рублях, так как платили те же европейцы – в евро, а китайцы – в юанях, а лишь потом валюта конвертировалась в рубли. В целом, это может оказать поддержку российской валюте, однако, ее масштаб сейчас оценить сложно, так как требуются данные по экспорту и, собственно, по валютам, в которых этот экспорт осуществлялся», — пояснил Андрей Маслов.