• Банки платят огромные штрафы за сотрудничество с клиентами, на которых распространяются санкции
  • Чтобы снизить санкционные риски, банки начали использовать технологию искусственного интеллекта
  • Этот опыт может быть интересен российским банкам
фото: pxhere

Западные банки платят миллиардные штрафы за нарушение санкционного режима. Чтобы этого избежать и лучше выявлять клиентов, связанных с санкционными ограничениями, банки начали активно использовать искусственный интеллект, пишет Financial Times.

Детали. Издание сообщает, что сотрудничество с компаниями или лицами, находящимися под санкциями, теперь наказывается жестче, чем прежде. В разных странах, особенно в США, банки испытывают давление со стороны регуляторов и вынуждены платить огромные штрафы.

Самый большой был у французской группы BNP Paribas в 2014 году (банку пришлось отдать $8,9 млрд). В 2019 году нескольким крупным банкам также пришлось заплатить за нарушения. Так, британская группа Standard Chartered выплатила штраф в размере $1,1 млрд. Нарушение нескольких санкционных программ США обошлось итальянской группе UniCredit в $1,3 млрд. На столько же была оштрафована французская Société Générale, но годом ранее, в 2018.

Технологии. Чтобы снизить риски санкций, банки все чаще используют различные технологии, рассказал FT партнер юридической фирмы Baker McKenzie Свен Бейтс. В частности, банки пытаются автоматизировать бизнес-процессы с помощью  искусственного интеллекта.

Самая большая сложность для банков —  выявление среди потенциальных клиентов тех, кто попадает под санкционные ограничения. Поиск затрудняет тот факт, что компания может принадлежать подставной фирме, зарегистрированной в офшоре. Однако, этот процесс может быть упрощен и ускорен с помощью специального программного обеспечения.

Представители одного из американских банков обсуждали с властями, как искусственный интеллект может помогать в отслеживании перемещений товаров и предотвращать случаи мошенничества или отмывания денег. Тревожным сигналом для системы, созданной с помощью AI, может стать, например, тот факт, что поставщик автомобилей продает продукты питания. При этом, некоторые товары, такие как электроника или химикаты, все еще требуют отслеживания в ручном режиме, так как есть риск использования их в качестве оружия.

Директор по санкциям в UK Finance Нил Вейи считает, что технологии могут оптимизировать затраты и помочь банкам соблюдать требования регулятора. Однако полностью нивелировать все риски не удастся.

Одним из самых больших недостатков использования искусственного интеллекта эксперты называют «ложную тревогу». Если банк ошибочно заморозит счет клиента, полагая, что на него распространяются санкции, то он может быть привлечен к ответственности. Если же он не заморозит средства, когда это необходимо, то регулятор его оштрафует.

Что еще делают банки. Многие банки прекратили кредитование в некоторых странах, так как им сложно определить, попадает ли клиент под санкции. Банки считают, что компании или отдельные лица в тех странах, на которые распространяются санкции, могут быть связаны с целым рядом проблем, такими как мошенничество, торговля людьми или финансирование терроризма.

При этом, банк скорее всего откажется от сотрудничества с компанией, 90% продаж которой приходятся на Иран, но согласится сотрудничать, если этот показатель колеблется в пределах от 1% до 10%.

Банки также включают в кредитные договоры пункты, в которых прописано, что если компания нарушает санкции, то она нарушает и договор и обязана досрочно погасить кредит. Это не полностью реабилитирует банк в глазах регулятора, но может послужить поводом для смягчения наказания.

«По какой-то причине банки оказались крайними в борьбе с финансовыми преступлениями. Они не полицейские, они коммерческие структуры, но поскольку у них, как считается, есть доступ к данным, в случае нарушения [санкций] со стороны клиентов их  значительно штрафуют», — жалуется FT один из банкиров.

Зачем вам об этом знать. Российские банки могут применять опыт западных коллег в использовании искусственного интеллекта для выявления подозрительных клиентов. Это поможет избежать большого числа обращений в Росфинмониторинг. Банки сообщают в финансовую разведку о подозрениях на сомнительные операции, однако по итогам проверки далеко не все транзакции оказываются таковыми.