Регуляторы Бельгии и Люксембурга продлили срок подачи документов на предоставление лицензий на разблокировку активов российских инвесторов до конца июля 2023 года. Именно так один из документов ЕС трактует Банк России, рассказал заместитель председателя ЦБ Филипп Габуния на организованной Ассоциацией банков России (АБР) встрече кредитных организаций с руководством ЦБ.

«Последняя информация от них (регуляторов Бельгии и Люксембурга. – FM) поступала та, что они возможность подавать документы (на лицензию. – FM) продлили до конца июля, хотя срок был установлен, напомню, 7 января. Он был крайне короткий», — заявил топ-менеджер ЦБ. Он также похвалил профучастников, что за этот короткий срок они успели собрать документы: «Надо отдать должное нашему профессиональному сообществу, кстати, и кредитным организациям, которые тоже обладают соответствующими лицензиями, они очень много сделали, чтобы соответствующий комплект документов собрать и подать на лицензию».

«Наши профессиональные участники, по нашим данным, запросили всех клиентов. Все, кто согласились, по всем по ним пакеты подали. Сейчас они находятся на рассмотрении у тех юрисдикций», — рассказал Филипп Габуния, посетовав, что дальше влияние Банка России на «решение министерств финансов Бельгии и Люксембурга достаточно ограничено».

В материалах к десятому пакету санкций ЕС было указано, что органы власти стран Европы могут разрешать разблокировку замороженных средств или активов, в частности ценных бумаг. Однако пункт о такой возможной разблокировке может быть использован только до 24 июля 2023 года, и только если органы, принимающие решение, будут уверены, что, в частности, средства или активы необходимы для распоряжения или передачи ценных бумаг юрлицу, которое сейчас или ранее контролировалось ВТБ и было учреждено на территории ЕС.

Европейский союз продлил возможность подачи документов до конца июля для всех участников рынка, а не только для ВТБ, ответил зампред ЦБ Филипп Габуния на вопрос Frank Media. «Возможность довнести документы (продлена для всех. – FM). Там очень витиеватое решение. Но мы читаем, что могут все это сделать», — заявил он. «Но опять же, так как практика непонятная, потому что все подались, обратной связи нету. Ждем. Посмотрим», — добавил Филипп Габуния.

По словам инвестиционного юриста Елены Рязановой, оснований для расширительного толкования этой нормы нет. «Никаких новых сроков для подачи заявок инвесторами органы Бельгии и Люксембурга не устанавливали. Речь, вероятно, идет о новеллах 10го пакета санкций. В рамках него было установлено, что компетентные органы государств-членов могут, при таких условиях, которые они сочтут целесообразными, разрешить высвобождение определенных замороженных средств, при условии, что такие средства необходимы для распоряжения или передачи ценных бумаг юридическому лицу, учрежденному в ЕС, которое в настоящее время или ранее контролировалось ВТБ. Вот только для этого кейса установлен срок до 24 июля 2023», — считает она.

В июне прошлого года первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что объем иностранных бумаг резидентов, которые были заблокированы в Национальном расчетном депозитарии (НРД) из-за санкций, оценивается в эквиваленте 6 трлн рублей. Только иностранными акциями на 320 млрд рублей не могут распорядиться 5 млн россиян, добавлял в июле зампред ЦБ Филипп Габуния. В конце января этого года директор департамента инвестиционных финансовых посредников регулятора Ольга Шишлянникова отмечала, что на конец ноября 2022 года объем заблокированных активов российских инвесторов составлял 5,7 трлн рублей, из которых чуть более 20% (или более 1,14 трлн рублей) — это активы, принадлежащие физическим лицам