Объем вложений физических лиц в облигации за прошлый год снизился на 6%, до 3,2 трлн рублей, следует из «Обзора ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» за 2022 год, подготовленного Банком России. Основной причиной стало превышение объемов погашений бумаг, указываю аналитики регулятора: «Влияние рыночной переоценки было умеренным и в основном коснулось структурных и высокодоходных облигаций, а также бумаг, номинированных в иностранной валюте».

Также в обзоре ЦБ обращает внимание на то, что рост ставок по банковским депозитам в прошлом году, а также заморозка ценных бумаг россиян в иностранных депозитариях «не способствовали интересу к рынку облигаций». Впрочем, последовавшее за первым шоком снижение ставок в экономике и появления на рынке новых размещений бондов позволили отыграть большую часть потерь первой половины года. «При этом основную часть прироста обеспечили переводы бумаг в конце года из иностранной инфраструктуры в российскую (принудительный перевод облигаций федерального займа – ОФЗ – из иностранных депозитариев и размещения замещающих облигаций)», — говорится в обзоре.

Изменение структуры облигационного портфеля

За прошлый год доля ОФЗ в портфелях частных инвесторов выросла на 9 процентных пунктов (п.п.), до 23%. Доля банковских облигаций сократилась на 7 п.п., до 22%. Выросла и доля облигаций прочих резидентов до 22% (+4 п.п.). Бонды иностранных эмитентов на конец года составили 18% (-4 п.п.) от агрегированного облигационного портфеля частного инвестора, а квазииностарнных 15% (-1 п.п.).

«Рост доли государственных облигаций был обеспечен прежде всего принудительным переводом ОФЗ, учитываемых на счетах номинальных держателей из недружественных стран, в российские депозитарии в ноябре 2022 года. Кроме того, физлица участвовали в аукционах Минфина России», — указывается в обзоре. Рост присутствия бондов в портфелях розничных инвесторов прочих резидентов аналитики связывают с размещением компаниями замещающих облигаций. Они также отмечают, что доля облигаций кредитных организаций сократилась «на фоне погашения крупных выпусков и низких объемов новых размещений», а «объем облигаций иностранных эмитентов сокращался по мере погашения замороженных выпусков, несмотря на ослабление курса рубля».

Кроме того в обзоре особо отмечается увеличение в агрегированном портфеле доли высокодоходных облигаций (ВДО) эмитентов из строительной и микрофинансовой отрасли, а также секьюритизированных выпусков, обеспеченных потребительскими кредитами. Однако, как подчеркивает регулятор, в целом кредитное качество портфеля улучшилось: доля бумаг инвестиционного уровня (то есть рейтинг на уровне «AAA» от национальных рейтинговых агентств либо «BBB-» и выше — от международных) была равна 74% (в 2021 году – 69%).

Выход на рынок бондов, номинированных в юанях, не вызвал ажиотажа среди розничного инвестора. Их объем в совокупном облигационном портфеле «частника» на конец года составил лишь 1%.

По итогам прошлого года произошло и сокращение дюрации бондов в портфеле физлиц. В целом средневзвешенный срок до погашения/оферты портфеля снизился с 4,1 до 2,9 года. «Доля корпоративных облигаций со сроком погашения до 1 года увеличилась с 18 до 26%, а со сроком погашения менее 5 лет – с 72 до 84%», — говорится в обзоре. В ЦБ объясняют сокращение дюрации тем, что инвесторы не торопились покупать новые длинные выпуски «в условиях роста неопределенности», а также большей по масштабу отрицательной переоценки «длинных» бумаг в портфелях.

Как отмечает регулятор, произошло значительное сокращение в структуре облигаций резидентов

(без учета государственных облигаций) доли субординированных банковских облигаций – снижение составило 5 п.п. (до 15%). Во многом это произошло из-за падения их стоимости в результате санкций и роста кредитных спредов. «Во второй половине 2021 – начале 2022 года такие облигации активно реализовывались среди физлиц через каналы продаж крупных банков большими лотами (от 10 млн рублей). При этом покупатели таких бумаг признавались квалифицированными инвесторами по критерию активов и зачастую не осознавали все принимаемые на себя риски… В конце года по некоторым из них в соответствии с условиями выпусков перестали начисляться купоны. В результате инвесторы вынуждены фиксировать убытки в случае досрочной продажи этих бумаг, поскольку их цена на вторичном рынке упала», — указывает регулятор.