Разовый сбор в бюджет от крупных российских компаний будет распространяться и на банковский сектор, пишет «Интерфакс» со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Сазанова. Исключением станут лишь нефтегазовый сектор, угольные компании, МСП и организации с чистой доналоговой прибылью за 2021-2022 годы менее 1 млрд рублей.

Ранее источники «Интерфакса», знакомые с ходом дискуссии между властями и бизнесом, сообщали, что размер этого «добровольного» взноса, а сейчас уже по сути windfall tax, может быть рассчитан исходя из суммы порядка 4-5% от дополнительной прибыли за последний двухлетний период. Как заявил Алексей Сазанов, точную ставку можно будет определить только после формирования деклараций по налогу на прибыль за 2022 год, то есть в начале апреля 2023 года. Минфин планирует получить от компаний около 300 млрд рублей в четвертом квартале 2023 года.

Глава Сбербанка Герман Греф в начале марта отмечал, что правительство рассматривает вариант сбора «добровольного» взноса и для банков, но обратил внимание, что пока на столе лежат разные варианты. При этом банк уже заложил в прогноз на 2023 год возможность такой выплаты, но не видит большого влияния на финансовые результаты от этого. «Пока окончательного понимания нет, потому что есть разные версии. В разных версиях мы в каком-то объеме в качестве плательщика присутствуем, но сейчас оценить окончательно не представляется возможным. Во всяком случае, как будет принят закон, мы законопослушная компания, и выполним абсолютно все предписания закона», — говорил глава Сбербанка.

Сбербанк — крупнейший российских банк, который должен дать рекомендации по дивидендам уже в марте. Минфин как акционер ожидает, что дивиденды составят не менее 50% от чистой прибыли банка по МСФО. Некоторые аналитики прогнозируют, что выплаты могут составить 100%. За 2022 год Сбербанк заработал 270,5 млрд рублей чистой прибыли по МСФО. Годом ранее чистая прибыль крупнейшей российской кредитной организации по МСФО составила 1,246 трлн рублей.

Пока относительно сбора в бюджет от крупных компаний больше вопросов, чем ответов. Как отмечает ассоциированный партнер МЭФ LEGAL Анна Зеленская, первый из них – как будет решена проблема с тем, что текущая редакция НК РФ не позволяет ретроспективно взимать дополнительные налоговые отчисления с уже заработанной прибыли? «Если смириться с такой возможностью, то что нужно делать холдинговым компаниям, которые просто аккумулируют на себе прибыль своих «дочек», причем часто через несколько уровней? Получается, что такие холдинги должны будут заплатить такой взнос от каждой компании, то есть несколько раз», — поясняет она.

«Наконец, самый важный вопрос – как именно будет определяться «сверхприбыль» и что она будет в себя включать – реальную прибыль или бумажную. 2022 год был экстраординарным: государство давало много поблажек, стимулирующих реструктуризацию и перевод бизнеса в российскую юрисдикцию, в том числе «прощение» долга иностранным кредиторам, что отражалось в отчетности как «нераспределенная прибыль», хотя речи о реальной прибыли не идет», — считает Анна Зеленская.