Министерство финансов Бельгии выдало первую лицензию физическому лицу из России на разблокировку своих активов и перевод их со счетов Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Мосбиржи) в неподсанкционный депозитарий, сообщает «РБК Инвестиции» со ссылкой на партнера юридической фирмы BGP Litigation Татьяну Невееву. Стоит отметить, что это было индивидуальное обращение и у этого частного инвестора имелся ВНЖ за рубежом, а также счета в иностранных банках, которые могли сыграть определенную роль в принятии Минфином Бельгии такого решения.

Лицензия была получена 15 марта, ранее среди клиентов BGP Litigation случаев с положительными решениями не было, отметила Татьяна Невеева.

В феврале 2023 года российские инвесторы начали получать первые отказы в разблокировке активов от ЕС. Пока известно только об отказах клиентам юридических фирм, которые направляли индивидуальные заявки от имени частных инвесторов. Опрошенные Frank Media профучастники пока не получили писем от регулятора Бельгии. Один из отказов звучал так: «ваш запрос не касается продажи позиций на замороженных счетах НРД в бельгийском финансовом учреждении, а является запросом на перевод денежных средств за пределы ЕС». Еще в письме говорилось, что отказ получен на основании того, что клиент юридической фирмы «не продемонстрировал, что операции, контракты и другие соглашения, заключенные с НРД или каким-либо образом связанные с НРД, были прекращены».

В марте также стало известно, что Clearstream начал отклонять поручения некоторых инвесторов по процедуре разблокировки активов. В частности, депозитарий отклонил запросы о переводе ряда бумаг из НРД. Такой отказ получил брокер «Финам», РСХБ, а также «Инвестиционная палата». «Решение Clearstream отклонить часть поручений не может быть воспринято как отказ от разблокировки, так как Clearstream не может принять решение относительно разблокировки активов. Это функция Министерства финансов Люксембурга», — заявлял представитель «Инвестиционной палаты». «Это не отказ на заявку по разблокировке. Ответы от Минфинов не получали», — вторил ему представитель «Финам».