Минэкономики подготовило пакет поправок Гражданскому кодексу и закону «Об акционерных обществах», который позволит увеличить с пяти до десяти лет максимальный срок ограничения на выход акционеров из непубличного акционерного общества (АО), сообщает «Коммерсант». В течение такого периода для отчуждения пакета акций третьим лицам его владелец должен получить согласие других участников общества. Также по истечению десяти лет ограничения на выход могут быть продлены на неограниченный срок, но для этого потребуется единогласное одобрение всех акционеров.

Как отмечают авторы проекта в пояснительной записке, такие ограничения позволяют сохранить персональный состава акционеров в непубличном АО, а также поддержать активы на определенном уровне. По словам партнера ЮСТ Александра Боломатова, удлинение сроков важно при планировании деятельности организации, подготовке планов инвесторов и финансовых моделей.

Управляющий партнер «ПБ Лигал» Александр Панин считает, что такие цели, как сохранение состава акционеров и поддержание капитала, стоят в первую очередь перед молодыми компаниями, в том числе стартапами. «На начальном этапе компания может вести разработку технологий, обкатывать их на рынке, тестировать маркетинговые стратегии. В этот период для нее важна финансовая стабильность», — поясняет он. Руководитель юридической практики Kept Ирина Нарышева отмечает, что десятилетний срок дает большую устойчивость бизнесам, для которых личность акционеров играет существенную роль. Например, это относится к стартапам, в которых конкретные основатели обладают знаниями технологий ноу-хау.

Партнер корпоративной практики юридической фирмы Stonebridge Legal Дмитрий Позин отмечает, что пятилетние ограничения в долгосрочных проектах сейчас требуют включать в документы дополнительные механизмы, обеспечивающие участие инвестора или партнера в проекте на горизонте более пяти лет. Поправки же повысят «устойчивость конструкции корпоративного договора» и надежность исполнения обязательств акционерами. Однако, как отмечает Позин, удачнее было бы позволить акционерам самостоятельно устанавливать срок действия на запрет отчуждения акций: «Всегда найдутся проекты, срок которых потребует установления запрета на выход, например, на 12 или 15 лет. Удлинение срока запрета решает проблему локально, но не концептуально», — поясняет он.