Обязательства дочерней структуры ВТБ в Великобритании – компании VTB Capital – перед кредиторам составляют 804 млн фунтов стерлингов, говорится в расчетах внешнего управляющего банка – фирмы Teneo Financial Advisory, — которые изучил РБК. В частности, в документе описывается стратегия дальнейшей работы с активами «дочки» ВТБ, в том числе замороженными в результате введенных в прошлом году Великобританией санкций против российской кредитной организации.

VTB Capital исторически был опорным банком для международного бизнеса группы ВТБ, однако, с 2018 года значительная его часть была переведена в VTB Europe во Франкфурте. В отчете управляющих говорится, что основной «торговый коридор» VTB Capital был в России, поэтому банк пострадал и от западных санкций, и от российских контрсанкций против резидентов «недружественных» стран.

Цель Teneo — удовлетворить требования кредиторов, реализовав доступные активы, а также свернуть бизнес VTB Capital. В первую очередь, управляющие намерены продать все имеющиеся необремененные активы банка, операции по которым разрешены по лицензиям американского и британского санкционных регуляторов — OFAC и OFSI соответственно. Для совершения операций с прочими активами могут потребоваться дополнительные разрешения от властей Европейского союза, Соединенных Штатов, а также других стран, указывается в отчете.

Активы британской «дочки» ВТБ

У VTB Capital на балансе есть:

  • 152,5 млн фунтов стерлингов на счетах в бельгийского финансового института Euroclear, который выполнял роль депозитария при проведении операций с ценными бумагами;
  • 64,8 млн фунтов стерлингов на счетах в российском НРД. Эти средства VTB Capital не может получить, поскольку является «недружественным» резидентом;
  • Облигации на 25,7 млн фунтов стерлингов и акции на 14,7 млн фунтов стерлингов в торговом портфеле;
  • Денежные активы примерно на 200 млн фунтов стерлингов, из которых уже доступно 13,9 млн фунтов стерлингов;
  • Собственные ценные бумаги на 19 млн фунтов стерлингов — для их реализации требуется дополнительная лицензия, которая еще не получена;
  • 350,3 млн фунтов стерлингов в виде кредитов клиентам.

На 6 декабря 2022 году балансовая стоимость активов составляла чуть больше 1 млрд фунтов стерлингов, но в Teneo на тот момент считали возможным получение лишь немногим более трети от этой суммы — 362,5 млн фунтов стерлингов.

Также управляющие надеются получить страховые возмещения на $35 млн и причитающиеся VTB Capital комиссии от контрагентов на $14,5 млн. У финансовой организации есть 508 незакрытых сделок, расчеты по которым не проведены, но могут иметь какой-то результат. Помимо этого, администраторы хотят продать офисную мебель банка и прочее имущество и сократить расходы на аренду офиса.

Год назад OFSI разрешило реализовывать активов VTB Capital в целях банкротства. В ноябре прошлого года похожую лицензию выдало OFAC, но управление не разрешает перемещать собственность, заблокированную в США.

Управляющие готовятся к проведению сделок с недвижимостью в Соединенных Штатах, а также обратились за разрешением на разблокировку активов, находящихся в Euroclear. В дальнейшем Teneo намерена добиться разморозки активов банка в НРД, чтобы перевести их в Euroclear с целью дальнейшей продажи. Администраторы уже начали получать лицензии для операций с активами на Бермудских островах, в Германии, Ирландии, на Кипре, в Люксембурге, Франции, Швейцарии.

Помимо лондонского офиса у VTB Capital было подразделение в Сингапуре, однако, в конце прошлого года его лицензия была сдана. Количество сотрудников VTB Capital сократилось до 41 человека (в 2018 году там работали больше 200 сотрудников), некоторые из них продолжат работу, чтобы помочь с реализацией торговых активов и ценных бумаг на балансе.

Долги британской «дочки» ВТБ

Внешнее продолжение планируется осуществлять как минимум 12 месяцев — пока VTB Capital не расплатится с кредиторами или до снятия санкций. За свои услуги в 2022 году в Teneo рассчитывают получить 1,3 млн фунтов стерлингов и еще 12 млн фунтов стерлингов до конца этого года.

Управляющие готовы начать возврат средств клиентам VTB Capital, «как только это будет целесообразно».

Физические и юридические лица из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) с остатками на счетах до 85 тысяч фунтов стерлингов считаются кредиторами первой очереди. Однако, их не столь много: обязательства банка перед этой группой оцениваются всего в 213 тысяч фунтов стерлингов. К этой группе кредиторов также относятся сотрудники VTB Capital, которым положена зарплата.

Во вторую очередь кредиторов входят держатели депозитов на сумму от 85 тысяч фунтов стерлингов, а также налоговые органы Великобритании. Обязательства перед первыми оцениваются в 2,3 млн фунтов стерлингов, задолженности по налогам VTB Capital банка нет.

В третью очередь входят 252 кредитора, долги перед которыми оцениваются в 802 млн фунтов стерлингов, причем значительная часть этой суммы причитается структурам материнской группы. Как следует из документа, британская «дочка» должна 230 млн фунтов стерлингов банку ВТБ, еще 46 млн фунтов стерлингов — другим структурам группы и 212 млн фунтов стерлингов — кипрскому офшору Crinium Bay Holdings.

Этот офшор СМИ связывали с группой ВТБ. Представитель группы не ответил на запрос РБК, относится ли Crinium Bay Holdings сейчас к структурам ВТБ. «В результате введенных западными странами санкций ВТБ лишен операционного контроля над британским подразделением VTB Capital. Эта мера со стороны Великобритании продиктована исключительно политическими мотивами и не имеет никакого отношения ни к рыночным, ни к юридическим нормам», — лишь сообщил изданию представитель группы.

Кроме того, у VTB Capital есть три кредитора, долги перед которыми обеспечены замороженными активами. Это лондонское подразделение Citibank, американский JP Morgan Chase, а также Morgan Guaranty Trust Company of New York (Euroclear).