• Сделка по продаже Сбербанка не приведет к скачку инфляции, считает S&P
  • Формально сделка не нарушает бюджетное правило, но противоречит его сути
  • Такие действия негативно сказываются на рейтинге России
Фото: pxhere

Продажа пакета акций Сбербанка правительству не приведет к скачку инфляции или росту зависимости российской экономики от нефтяных цен, пишут аналитики S&P в опубликованной 19 февраля аналитической статье. Однако сделка «ставит вопрос о долгосрочном доверии к макроэкономической политике».

Детали. Принадлежащий ЦБ пакет акций Сбербанка – 50% плюс 1 акция — будет продан правительству. Рыночная стоимость доли – около $44 млрд. Средства на покупку акций госбанка правительство возьмет из ФНБ, в котором аккумулируются нефтегазовые доходы. После заключения сделки ЦБ будет постепенно продавать на рынке валюту, полученную из ФНБ. И часть полученной прибыли регулятор выплатит в федеральный бюджет в качестве дивидендов.

По мнению аналитиков S&P, объем сделки достаточно мал, чтобы привести к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут осуществлены в течение трех лет. Но ускорение роста цен все-таки возможно, так как аналитики S&P пишут, что сделка «может способствовать возврату инфляции к целевому показателю в 4%».

Сделка также вряд ли приведет к росту зависимости экономики от цен на нефть, считают в S&P. Излишек от сырьевых доходов должен «оседать» в ФНБ, а после сделки деньги по сути из ФНБ поступают в бюджет и увеличивают госрасходы. Зависимость от нефтяных денег выражается, в том числе, и в курсовых колебаниях на валютном рынке. Аналитики S&P считают, что поскольку ЦБ будет продавать валюту, полученную из ФНБ, в течение достаточно продолжительного времени — 3-7 лет, то существенного влияния на рынок не будет.

Бюджетное правило. Бюджетное правило накладывает ограничения на использование части нефтегазовых доходов, которые аккумулируются в ФНБ. Когда объем ликвидных средств в фонде достигает уровня 7% от ВВП, правительство получает право инвестировать их в низкорисковые зарубежные активы и рассматривать другие варианты инвестиций.

При этом, правительство не имеет права направлять средства ФНБ на дополнительные бюджетные расходы, их можно финансировать только нефтегазовыми доходами. Поступления от ЦБ правительство планирует в итоге потратить на бюджетные расходы, о которых говорил президент Путин в Послании Федеральному собранию, полагают аналитики S&P.

«Реализуя предложенную сделку по покупке акций Сбербанка, правительство не нарушит бюджетное правило, поскольку оно будет использовать средства ФНБ, превышающие 7% ВВП, в то время как дивиденды от Банка России формально не будут являться «нефтегазовыми доходами»», — подчеркивают они.

Последствия сделки. Несмотря на то, что формально сделка не является нарушением, «эта трансакция де факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила», сказано в статье S&P.

Это может ослабить доверие ко всей макроэкономической политике. «Опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры», — подчеркивают аналитики. Такие действия правительства делают процесс принятия решений в России менее прозрачным, «что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России».

Зачем вам об этом знать. Сделка по продаже Сбербанка до сих пор вызывает много вопросов. Несмотря на сумму, она не представляет опасности для российской экономики, но косвенно влияет на суверенный рейтинг. Сейчас долгосрочный рейтинг России от S&P по обязательствам в иностранной валюте находится на уровне ВВВ-, это нижняя ступень инвестиционного уровня.