• На нефтяном рынке произошел обвал: цены опускались более чем на 30% после выхода России из соглашения ОПЕК+
  • Рубль отреагировал сильным снижением на внебиржевом рынке, ЦБ на месяц приостановил покупку валюты
  • Ситуация усугубляется развитием эпидемии коронавируса
фото: pxhere

Цены на нефть обрушились на открытии торгов в понедельник. Минимальное значение стоимости фьючерсов на нефть марки WTI составило 27,53 долларов за баррель (падение на 33% по сравнению с началом торгов). Цена фьючерсов на Brent опускалась до уровня 31,37 долларов за баррель (-31%).

Детали. Bloomberg пишет, что сильнее нефтяные цены падали только в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Обвал произошел после новости о том, что Россия отказалась продлевать сделку с ОПЕК. На встрече нефтяного картеля в минувшую пятницу в Вене участники соглашения ОПЕК+ не смогли договориться о его продлении и сокращении добычи нефти на 1,5 млн баррелей в сутки во втором квартале 2020 года. На этом настаивала Саудовская Аравия, но Россия выступила против.

Срок соглашения истекает 1 апреля, после чего участники альянса смогут увеличивать добычу, насколько захотят. В ответ на срыв сделки Саудовская Аравия начала ценовую войну. Государственная компания Saudi Aramco заявила, что готова увеличить добычу нефти значительно выше 10 млн баррелей в сутки и довести ее до рекордных 12 млн баррелей. Кроме того, она предложила покупателям нефти максимальные за последние 20 лет скидки.

В выходные пришла еще одна новость, которая также стала негативным фактором для рынков. Из-за ускорившегося распространения коронавируса COVID-19 правительство Италии выпустило экстренный указ о закрытии границ всего региона Ломбардия и 14 провинций других северных регионов до 3 апреля. Въезд и выезд с территорий «красных зон» возможны только по специальным разрешениям. Развитие эпидемии угрожает снижению спроса во всем мире, что ударит по рынкам, включая нефтяной.

Индексы европейских бирж после обвала нефти упали: лондонский FTSE 100 потерял 5,99%, немецкий DAX — 8,08%, французский САС 40 снизился на 6,31%, итальянский FTSE MIB — на 9,41%, а Stoxx Europe 600 — на 5,54%. Индекс S&P 500 упал на 4,96%.

В России 9 марта выходной, Мосбиржа закрыта, торги откроются во вторник 10 марта, но курс рубля уже сильно «просел» на внебиржевом рынке. Так, на рынке Forex курс доллара превысил отметку 75 рублей за доллар, евро подорожал до 85 рублей.

Банк России на 30 дней приостановил покупку валюты на внутреннем рынке, сообщил регулятор на своем сайте. «Данное решение принято в целях повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков в условиях значительных изменений на мировом рынке нефти», — сказано в сообщении ЦБ.

Минфин выпустил сообщение, в котором заявил, что будет принимать решения о проведении аукционов по размещению ОФЗ с учетом рыночной конъюнктуры — чтобы не допустить избыточного давления на долговой рынок.

Последствия для рубля. Эффект от падения цен на нефть, безусловно, очень значительный, отмечает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.

«Сейчас нефть находится на минимальных значениях, может опуститься ещё ниже в течение сегодняшнего-завтрашнего дней, но в течение пары дней ситуация стабилизируется на текущих уровнях. Нефть будет стоить от 30 до 40 долларов за баррель, примерно 35», — обьясняет Романчук. По его словам, это и ожидалось после того, как стало ясно, что Саудовская Аравия ответит на вызов и вступит в ценовую войну. «Вряд ли цены уйдут ниже, хотя это будет зависеть от коронавируса: какие изменения в спросе на нефть будут в дальнейшем», — считает Романчук. 

Из-за того, что в России выходной, рубль находится в свободном падении, его некому поддержать. Романчук считает, что во вторник может быть достигнут новый максимум в паре доллар/рубль на периоде как минимум месяц. «Однако от этой точки он будет укрепляться, как в 2014 году. ЦБ будет должен потратить часть резервов, несколько миллиардов, чтобы успокоить рынок», — говорит он.

Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова замечает, что падение цены на 10 долларов за баррель обычно означает ослабление курса российской валюты на 5 рублей за доллар. Это говорит о том, что при цене 35 долларов за баррель можно ожидать курс рубля к доллару в районе 75, подсчитывает она.

Угроза для экономики. Аналитик Fitch Дмитрий Маринченко заявил, что Москва «вряд ли» рассчитывала на то, что нефтяные цены снизятся до почти 30 долларов за баррель. «Комфортным этот уровень для России точно назвать нельзя — при цене $30 России грозит бюджетный дефицит и девальвация, начнутся разговоры об увеличении налогового бремени для нефтяных компаний», — передают его слова РИА Новости.

Минфин выпустил еще одно сообщение, в котором заявил о том, что средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) достаточно для покрытия выпадающих доходов бюджета от падения цен на нефть до 25-30 долларов США за баррель на протяжении 6-10 лет.

Романчук предупреждает, что излишние движения рубля чреваты паникой в России, всплеском инфляции — иначе говоря, рукотворным кризисом. Однако, он не должен произойти, потому что политика инфляционного таргетирования хорошо себя зарекомендовала, добавляет эксперт.

Риски для банков. Для банков последствия могут быть весьма серьезными, особенно если глобально уменьшится платежеспособность заёмщиков по кредитам, считает Романчук. «Но пока это все можно пережить, валютный риск в банковских книгах  минимален, а процентные ставки ЦБ способен удержать», — считает эксперт.

Для банков сейчас важно то, что ситуация на мировых рынках лишает ЦБ возможность двигать ставку вниз, говорит Орлова. Она считает, что с точки зрения кредитного профиля заёмщиков вряд ли движение курса приведет к реализации кредитного риска. «Пока сложно сказать, является ли выход на значения 30-35 долларов за баррель новым равновесием, падение цен отыгрывает изменения в предложении нефти, но спрос зависит от Китая, поэтому вопрос опять упирается в риски связанные с коронавирусом», — заключает Орлова.

Зачем вам об этом знать. Обвал цен на нефть и падение рубля угрожают российской экономике кризисными явлениями. Банки могут пострадать, если заемщики — как компании, так и граждане — станут хуже платить по кредитам.