• ЦБ во вторник утром объявил об антикризисных мерах
  • Они включают в себя поддержку ликвидности банковского сектора и регуляторные послабления
  • Ситуация совсем не та, что была в кризис 2014 года, отмечают эксперты
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Еще до начала торгов на Московской бирже 10 марта ЦБ выпустил сообщение о проведении на рынке операций по предоставлению дополнительной ликвидности банкам. Также регулятор сообщил по планах ввести временные регуляторные послабления сроком до 30 сентября.

Детали. ЦБ заявил, что 10 марта проведет аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей.

«Также Банк России увеличил лимит операций «валютный своп» по предоставлению долларов США со сроком исполнения «сегодня» до $5 млрд», — сказано в сообщении регулятора. Введение мер связано с произошедшими в понедельник колебаниями обменных курсов и цен финансовых активов.

Позже на сайте ЦБ появилось сообщение о планах ЦБ предоставить банкам временные регуляторные послабления. Срок действия — до 30 сентября. В этот период банки могут:

  • не ухудшать оценку качества обслуживания долга заемщиков из отраслей туризма и транспорта по ссудам, реструктурированным в связи с сокращением доходов заемщика на фоне распространения коронавирусной инфекции 
  • при формировании резервов не ухудшать оценку финансового положения заемщика из отраслей туризма и транспорта, если оно изменилось из-за распространения коронавирусной инфекции
  • ввести пониженный коэффициент риска в размере 70% по кредитам компаниям, производящим лекарственные средства и изделия медицинской техники
  • снизить до нуля надбавки к коэффициентам риска по валютным кредитам компаниям-производителям лекарственных средств и изделий медицинской техники

Введение послаблений ЦБ объяснил «распространением коронавирусной инфекции и ее влиянием на экономическую активность в отдельных отраслях».

Контекст. В понедельник 9 марта на рынке нефти произошел обвал цен. Стоимость нефти марки Brent и WTI опускалась более чем на треть. Рубль на внебиржевом рынке упал ниже отметки 75 рублей за доллар.

Это cлучилось после того, как Россия в пятницу 6 марта вышла из сделки ОПЕК+, предполагающей сокращение добычи нефти, а Саудовская Аравия в ответ объявила ценовую войну: государственная нефтяная компания Saudi Aramco сообщила о планах увеличить добычу нефти выше 10 млн баррелей до рекордных 12 млн баррелей. Bloomberg писал, что Роснефть тоже планирует увеличить добычу — на 300 тыс. баррелей в сутки с 1 апреля (дата, когда истекает срок соглашения ОПЕК+).

Негативным фактором для рынков стало также введение правительством Италии карантина — сначала только в Ломбардии и 14 северных провинциях, а со вторника — во всей стране.

Во вторник цены на нефть немного восстановились. Нефть марки Brent подорожала на 6% до 36 долларов за баррель, примерно на столько же WTI — до 33,1 долларов за баррель.

Торги на Московской бирже открылись падением. Индекс биржи с утра упал более чем на 7% до 2519 пунктов (данные на 11.30). Доллар подорожал почти на 5%, курс достигал отметки 72 рубля за доллар, евро — более чем на 5%, до отметки 82 рубля за евро.

Мнение экспертов. Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова говорит, что рублевое репо — это мера для предупреждения волатильности ставок, а не для поддержания курса рубля.

«Фактически, ЦБ одной рукой контролирует риск дестабилизации (повышения) ставок, а другой рукой дает долларовую ликвидность, чтобы не было избыточной покупки валюты», — отмечает она.

Объявленные меры по продаже валюты — позитивная мера, в основном психологического свойства, потому что, если смотреть с точки зрения объемов — это не очень большие суммы за день, считает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.

По его словам, насыщение рублевой ликвидностью позволяет перекредитоваться без проблем и не вызвать никакого риска неплатежей на рынке. «Эта мера просто увеличивает стабильность банков, которые имеют доступ к этому финансированию», — добавляет эксперт. 

По словам Орловой, ЦБ воздействует напрямую на валютный рынок, потом решает проблему ликвидности для банков, и мерами регуляторного послабления он еще купирует кредитные риски.

«На случай, если банки начнут ужесточать подход к каким-то секторам, ЦБ делает им послабления с точки зрения формирования резервов. Когда происходит ухудшение экономической ситуации, самое главное — чтобы компании, которые пострадали от риска ликвидности, не стали банкротами. Чтобы не обанкротилась компания, у которой нормальный бизнес, но временно нет возможности рефинансировать кредит из-за проблем с ликвидностью у банков», — добавляет Орлова.

Романчук считает, что подъем ключевой ставки возможен, но пока отложен. «Поднимать ее чуть-чуть — на 0,5-1 п.п. — это только пугать рынок, который начнет ожидать дальнейшего роста ставки. Такой шаг заставит инвесторов выходить из российских активов и дестабилизирует рынок», — говорит он.

Сравнение с кризисом 2014 года. Романчук считает, что текущая ситуация отличается от кризиса на валютном рынке, который случился в декабре 2014 года. «Тогда проводились интервенции и постепенный переход от режима, когда эти интервенции были регулярными, в режим свободного плавания. Сейчас мы уже давно в свободном плавании, и ситуация кардинально иная еще и с точки зрения накопления рисков в системе. Ситуация и близко не напоминает 2014 год», — говорит он.

Орлова добавляет: никакого кризиса не происходит, просто идет подстройка курса к изменившимся условиям платежного баланса. 

Зачем вам об этом знать. Меры ЦБ помогут банкам минимизировать последствия волатильности на рынках, а благодаря регуляторным послаблениям банки смогут избежать резкого роста отчислений в резервы.