• Frank RG провела второй онлайн-митап 3 апреля
  • Тема — как пандемия коронавируса ударит по малому бизнесу и банкам в России
  • В кризис могут сильно пострадать небольшие банки, кредитующие сегмент МСБ
фото: pxhere

На онлайн-митапе Frank RG выступили три спикера: от бизнеса — совладелица сети салонов красоты Legend New York Елена Махота, от банков — сооснователь Точки и Anna Money Борис Дьяконов, и от экспертного сообщества — генеральный директор рейтингового агентства НКР Кирилл Лукашук.

Про бизнес. Махота сообщила, что за неделю с 16 марта выручка в ее трех салонах упала на 70%. «Это было неожиданно. Ты работаешь, показываешь классные результаты, а потом наступает 16 марта. У нас дневная выручка в салоне в Москва-Сити составила 7 тыс. рублей при средней выручке в 150 тыс. рублей», — рассказала она.

Махота закрыла поочередно все три салона и нашла выход из ситуации: ее команда, которая сократилась с 80 до 4 человек, начала доставлять на дом наборы для окрашивания, маникюра/педикюра с инструкцией по применению. «Мы продаем в день в среднем 10 наборов по 10 тыс. рублей каждый», — отметила она.

С банком-кредитором — Открытие — Махоте удалось договориться об отсрочке на три месяца. Ее сотрудники, которые работали на сдельной оплате, обратились за кредитными каникулами в банки, но пока не получили положительного ответа. «У людей нет денег, нет запасов, они не смогут платить по кредитам», — предупредила она.

Про банки. Дьяконов рассказал, что до понедельника этой недели средний оборот по счетам клиентов (Точка обслуживает предпринимателей, 200 тыс. клиентов-юрлиц) оставался неизменным, потом стремительно начал падать в сегменте «контактной розницы», кроме продовольственных магазинов и аптек — там активность напротив выросла.

«Такое ощущение, что в какой-то момент люди заменили походы в рестораны скупкой гречки», — делится впечатлениями Дьяконов.

Он сообщил, что банк сделал скидки в обслуживании для клиентов из пострадавших отраслей.

«Для Точки сейчас время роста, у нас не падали продажи, а в каких- то сегментах выросли. Объясняется это очень просто: офлайновые  банки закрыли офисы, а открывать счета удалено никто, кроме нас, не умеет», — пояснил Дьяконов, добавив, что эта технология в Точке есть давно, но раньше банк использовал ее в малонаселенных пунктах, а сейчас начал применять везде.

Банкир сравнил поведение российских и английских предпринимателей (Anna Money — это онлайн-сервис для предпринимателей в Великобритании). В целом оно похоже с разницей, что в Англии эффект от пандемии и связанных с ней ограничений почувствовали раньше.

«Но в Великобритании каждый раз с ужесточением мер одновременно анонсировали меры по поддержке бизнеса и работников, например «покрытие» 80% зарплат — сначала наемным сотрудникам, потом самозанятым и ИП. Бизнесу часть налогов отменили, часть перенесли», — рассказал банкир.

Он отметил, что некоторым российским предпринимателям будет очень сложно перезапустить бизнес из-за проблем с ликвидностью. А те, кто до кризиса хотел открыть свой бизнес, будет бояться это делать в будущем.

Про последствия. Лукашук видит главный минус сложившейся ситуации в недостаточности мер господдержки. «Денежных мер поддержки фактически нет. А в ситуации глобального кризиса спроса нужно разбрасывать деньги с вертолета», — считает эксперт.

По его мнению, это не разгонит инфляцию. «Всплеск может быть краткосрочным, но если посмотреть вдолгую, инфляции неоткуда взяться», — отмечает он, указывая на рост безработицы на фоне пандемии.

Второй недостаток мер правительства – краткосрочность, замечает Лукашук. «Скорее всего, быстрого отскока не будет, ситуация будет восстанавливаться медленно. Меры поддержки должны быть как минимум годовыми или лучше двухлетними», — заявил он.

Лукашук предположил, что правительство не тратит деньги для поддержки экономики, потому что закладывает в свои сценарии долгий период низких цен на нефть.

Эксперт считает, что пандемия ударит как по малому бизнесу, так и по банкам. «По нашему кризисному сценарию, если по итогам года ВВП упадет на 6-7%, то банки получат убыток в объеме примерно 900 млрд рублей», — добавил он.

«Банки могут выступить инструментами поддержки бизнеса, но не краткосрочной (на три месяца), а возможно правительству и ЦБ стоить рассмотреть долгосрочные программы», — считает Лукашук, добавляя, что залить экономику деньгами легче всего через госбанки.

Эксперт прогнозирует, что сильнее всего в результате кризиса пострадают небольшие банки, специализирующиеся на кредитовании сегмента МСБ. «Но их судьба полностью в руках ЦБ в части нормативного послабления», — сказал Лукашук.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!