фото: pixabay

Курс доллара в понедельник, 28 сентября, впервые за полгода подскочил до 79 рублей, следует из данных Московской биржи. На 14:53 мск курс составлял 78,63 рубля за доллар. Курс евро в свою очередь также подрос — до 91,99 рубля, это максимум с января 2016 года. Эксперты по просьбе Frank Media оценили влияние резкого ослабления российской валюты на действия ЦБ и деятельность банков в целом. 

Почему слабеет рубль. По мнению опрошенных Frank Media экспертов, на российскую валюту в первую очередь оказывают влияние опасения из-за ужесточения антикоронавирусных мер. Также рубль волатилен на ожиданиях относительно выборов в США.

Как поведет себя ЦБ. Ослабление рубля, вероятно, заставит регулятора отказаться от снижения ключевой ставки, полагает руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук. “В остальном ЦБ продолжит продавать\покупать валюту по плану: в октябре он должен начать избавляться от остатков валюты от сделки со Сбербанком, что несколько увеличит предложение валюты на рынке (зачтя с ранее отложенными покупками для Минфина по бюджетному правилу). В целом ЦБ работает в парадигме максимально свободного плавания, поэтому постарается не вмешиваться без крайней необходимости”, — уверен он. 

По мнению Романчука, регулятор может даже выиграть от ситуации — вряд ли такое ослабление рубля способно сильно подхлестнуть инфляцию (одна из основных забот ЦБ), оно, скорее, может позволить ЦБ достичь целевого показателя в 4% по итогам года. “По моим ощущениям, мы сейчас где-то в максимуме по курсу доллара к рублю в этом году. ЦБ и правительство это устраивает”, — заключает эксперт. 

Происходящее безусловно минимизирует шансы снижения ключевой ставки, соглашается главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Но повышения ставки в ближайшее время она не ожидает: “В октябре точно ожидаем паузу в снижении ключевой ставки, и этот подход может быть реализован и в декабре. Но прогнозы относительно декабря нужно делать уже после выборов в США”. 

Возможностей у ЦБ стабилизировать рынок, пока курс не пробил 80 рублей за доллар, немного, продолжает Орлова. Если это произойдет, то речь пойдет о рисках для финансовой стабильности, и в этом случае регулятор может, например, вернуться к интервенциям. Пока же вся аргументация строится вокруг продажи остатков валюты от сделки со Сбербанком и отложенных покупок для Минфина по бюджетному правилу, констатирует главный экономист Альфа-Банка.

Что будет с банками. Для банков серьезных валютных рисков вице-президент, старший кредитный эксперт агентства Moody’s Ольга Ульянова пока не видит: банки, имеющие длинную валютную позицию, даже могут получить прибыль от переоценки. Однако ослабление рубля может негативно сказаться на качестве валютных кредитов, если, например, их обслуживают компании с недостаточной валютной выручкой. Кроме того, под давлением окажется достаточность капитала, поскольку взвешенные по риску валютные активы должны переоцениваться по текущему курсу, рост которого приведет к росту знаменателя коэффициента достаточности. 

В первом приближении для банков валютных рисков нет, говорит Романчук. «Да, есть вторичные эффекты и неприятно, что рублевый капитал в долларах стоит меньше, но какой-то серьезной проблемы для банковской системы и клиентов нет. Проблема была бы в случае большого числа валютных заемщиков без экспортных продаж, но такого тоже не наблюдается”, — рассуждает он. 

Орлова отмечает, что к такому масштабу волатильности банки уже готовы — подобная ситуация была и в 2018 году, и в начале этого года, поэтому серьезных рисков для них пока также не видит.

Контекст. Совет директоров ЦБ на заседании 18 сентября сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% после того, как с начала пандемии несколько раз снижал ее с 6% до текущего уровня. Регулятор объяснил свое решение взять паузу в снижении ставки восстановлением спроса после самоизоляции и ослаблением рубля в связи с геополитическими рисками, что немного повысило инфляцию: в августе она выросла до 3,6% с 3,4% в июле. 

Зачем вам об этом знать. Еще в сентябре эксперты говорили о вероятном снижении ключевой ставки в будущем. Зампред Банка России Алексей Заботкин подтверждал, что у ЦБ есть пространство для этого шага. Теперь же ситуация складывается таким образом, что, вероятно, у банков будет все меньше возможностей для дальнейшего снижения ставок по кредитам и депозитам.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!