Россия. Москва. Иллюстрация. Приложение российского интернет-магазина OZON.ru. Алексей Зотов/ТАСС

Ozon собирается получить банковскую лицензию, сообщил гендиректор компании Александр Шульгин в интервью Financial Times. Он объяснил это планами компании расширить линейку услуг финтеха, которые предоставляет ритейлер. 

Детали. Ozon намерен выдавать кредиты продавцам своего маркетплейса, рассказал Шульгин. Он отметил, что сейчас малому и среднему бизнесу сложно получить финансирование на приемлемых условиях — это либо слишком дорого, либо малодоступно. «Мы видим, оборачиваемость, видим общение продавцов с клиентами, коэффициент конверсии, храним их товары — все это позволит принимать обоснованное решение о том, какой размер займов нужен продавцам для ведения бизнеса», — пояснил Шульгин.

FT называет основными потенциальными конкурентами Ozon Яндекс, который после несостоявшейся сделки с Тинькофф продолжает искать возможность создания собственного банка, и Wildberries, в феврале купивший банк «Стандарт-кредит». В апреле основатель Wildberries Татьяна Бакальчук сообщила, что ритейлер ведет переговоры с другими банками о создании собственного финтех-продукта. Еще один игрок, который хочет объединить банкинг и электронную коммерцию, и может составить конкуренцию Ozon — Сбербанк. 

Мнения экспертов. Опыт развитых маркетплейсов показывает, что такие крупные компании, как Amazon и Alibaba, успешно кредитуют как своих поставщиков, так и покупателей, составляя конкуренцию традиционным банкам, говорит руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора KPMG в России и СНГ Наталия Ракова. Маркетплейсы обладают информацией о своих поставщиках и покупателях – их транзакционными данными и знанием их денежных потоков, поэтому они имеют возможность адекватно оценивать риски их кредитования, говорит она. 

Эксперт отмечает, что у финансовой экосистемы, выросшей из ритейлера, а не из банка, есть ряд преимуществ:

  • Во-первых, маркетплейсы обладают данными о цепочках поставок своих поставщиков и о потреблении своих покупателей. Эта информация является ключевой при оценке финансового положения.
  • Во-вторых, у ритейлеров есть лояльная клиентская база, которой вполне логично предлагать финансовые продукты.
  • В-третьих, стоит отметить «незашоренность» их видения, поскольку традиционные банки, работая на одном рынке, следуют примерно похожим стратегиям. «Зачастую, когда на этот рынок приходит игрок из другого сектора, он привносит инновационный взгляд и непохожие практики, которые применялись в его индустрии», — поясняет эксперт.

Из недостатков таких экосистем она обращает внимание на отсутствие опыта на финансовом рынке. «Начиная конкурировать на новом поле — в банковской отрасли — очень легко недооценить риски или переоценить потенциальное вознаграждение от выхода на этот рынок», — рассуждает эксперт. 

Ракова напоминает, что частым способом получить банковскую лицензию, избежав сложностей, связанных с регистрацией банка «с нуля», является покупка банка. Практика показывает, что такой вариант при соблюдении ряда условий позволяет сэкономить время и деньги для начала функционирования в качестве банка, заключает эксперт.

Конкуренция за клиентов малого и среднего бизнеса после выхода Ozon на рынок кредитования несколько обострится, говорит аналитик S&P Роман Рыбалкин. Спрос на кредиты со стороны юридических лиц по -прежнему невелик, а у компании при этом есть своя ниша и база партнеров, отмечает он. «Однако уникальной информацией Ozon не обладает: малый и средний бизнес уже обслуживается в других банках, которые достаточно знают о своих клиентах и имеют развитые методики оценки рисков», — отмечает он. На российском рынке были попытки экспансии нефинансовых бизнесов в финансовый сектор, но пока что специализация оказывалась эффективнее, заключает Рыбалкин.

Подобные проекты создавались уже давно, добавляет вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Сложности могут возникнуть, когда компании с опытом в своей сфере пытаются зайти в специфический бизнес, такой как банковский. «Большой вопрос, для чего компании нужен банк. Так, Wildberries заявляет, что банк нужен для расчетов — ускорения взаимозачетов между контрагентами и клиентами. Логично, когда собственники видят большой оборот и количество клиентов —  в этом случае создание собственной финансовой инфраструктуры оправданно. Компании это будет обходиться дешевле, чем обслуживание в стороннем банке, кроме того, комиссию можно оставлять себе», — рассказывает Войлуков. Ozon же заявляет, что будет кредитовать поставщиков. О своих клиентах компания знает достаточно много, но может не обладать информацией о возможных рисках поставщика, сведениями об их деятельности вне рамок платформы и полноценном их финансовом положении, изменениях в налоговом законодательстве и ПОД/ФТ. Поэтому, насколько удачной окажется идея выхода в кредитный бизнес, пока неясно, заключает Войлуков. 

Эксперт также напоминает, что Ozon и ранее предпринимал попытки создать финансовые сервисы разного характера. «Компания сначала выпускала карточки, создала Ozon.Invest, а также микрофинансовую организацию, которой за 3 месяца, по закону, необходимо войти в состав одного из СРО. При этом за 2 месяца, прошедших с момента создания микрофинансовой организации, попыток войти в СРО Ozon пока не предпринял. Теперь компания хочет создать свой банк», — перечисляет Войлуков. Вероятно, у Ozon нет четкой стратегии относительно развития своих финансовых сервисов, полагает он.  

Контекст. У Ozon уже есть финансовые сервисы, в частности, в 2019 году компания предложила клиентам предоплаченную банковскую карту Ozon.Card, выпущенную компанией в партнерстве с «РНКО Платежный центр». В июле прошлого года ритейлер отчитывался о 200 тысячах пользователях карты. Сейчас, по данным FT, их 450 тысяч. Зимой Ozon также учредил микрокредитную компанию «Озон Кредит», планы которой не раскрывал.

В конце прошлого года Ozon объявил о превращении своей краудфандинговой площадки Ozon.Invest в B2B-платформу. К ней подключились банк Открытие и МТС Банк, а также финтех-сервисы Simple Finance и Папа Финанс, в планах — подключение большего количества кредиторов. Согласно заявлению компании, такая модель удобнее, чем финансирование со стороны частных инвесторов, поскольку она быстрее масштабируется.

Зачем вам об этом знать. Попытки построить экосистемы предпринимают не только банки, но и крупные ритейлеры. Новые проекты приведут к усилению конкуренции на рынке финансовых услуг.

Подпишись на наш телеграм-канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!