Что случилось. Прокуратура Мюнхена подозревает литовскую платежную компанию UAB Finolita Unio в выводе из Wirecard более чем 100 млн евро, пишет FT. Часть этих денег могла быть переведена главному операционному директору финтех-компании Яну Марсалеку, которого сейчас разыскивает Интерпол.

Подробнее. Сотни миллионов евро могли быть выведены из Wirecard незадолго до ее банкротства в июне 2020 года. Проверяя эту версию, прокуратура Мюнхена обратила внимание на литовскую компанию UAB Finolita Unio и сейчас изучает ее роль в обработке платежей Wirecard. Немецкие прокуроры взаимодействуют с литовскими властями, отмечают собеседники FT.

Литовская компания Finolita была создана в 2013 году, она предложила универсальное решение для международных банковских услуг, адресованное клиентам, в том числе с высоким уровнем риска, таким как игорные компании. В 2017 году ее приобрела сингапурская платежная компания Senjo Group.

К 1 кварталу 2020 года Senjo Group заняла у Wirecard 350 млн евро. Из этой суммы 100 млн евро получила «дочка» Senjo – Ocap. По версии следствия, этот кредит был переведен на счет Finolita, из которой 35 млн евро получил Марсалек для частичного погашения долга перед семейным офисом гендиректора Wirecard Маркуса Брауна, рассказали знакомые с расследованием собеседники FT. 

Сам Браун перевел все полученные от Марсалека деньги в счет погашения кредита перед Wirecard Bank, который он взял в начале 2020 года. Что произошло с оставшимися 65 млн евро, полученными Ocap, неизвестно. В декабре 2020 года Ocap объявила о банкротстве.

Исполнительный директор Finolita Данас Олискявичюс заявил изданию, что компания предоставила информацию «о клиентах и их платежах» в Банк Литвы и правохранительные органы. Банк Литвы отказался от комментариев, отметив, что внимательно следит за действиями участников рынка.

Прокуратура Мюнхена проверяет также платежи Wirecard в пользу Finolita на 1,15 млн евро. Речь идет о выплатах немецкой компании за «настройку платформы торговых расчетов», которую она заказала у Finolita. Из полученной FT электронной переписки следовало, что Wirecard согласилась платить 1 тысячу евро в час и оплатила по этому тарифу более тысячи часов работы. 

Сотрудник Wirecard по комплаенсу описал этот контракт как «очень странный»: его условия не были хорошо прописаны, а почасовая ставка была явно завышенной. Бывший менеджер Wirecard в Дубае, который сейчас находится под стражей, заявил, что никаких услуг за эти платежи литовская компания не оказывала. Исполнительный директор Finolita это отрицает. По его словам, разработка платформы стоила 660 евро в час плюс расходы на аренду и оборудование. Она готова к использованию, но сейчас простаивает из-за отсутствия клиентов, которым нужен такой масштаб.

Senjo Group также владела компанией Senjo Payments Asia, которая была одним из партнеров Wirecard в Азии. Согласно отчетности, на аутсорсинговые операции в регионе приходилось половина дохода Wirecard, но позже многие из них были признаны фиктивными.

Ранее полиция Сингапура заявила о возбуждении в отношении Senjo Group уголовного дела. Правоохранительные органы не комментируют ход расследования. Senjo также отказалась от комментариев.

Зачем мне это знать. Кейс Finolita может негативно повлиять на амбиции Литвы стать одним из главных финтех-центров Европы. После выхода Великобритании из Евросоюза в Литве было зарегистрировано больше всего в Европе финтех-проектов, включая Revolut, – всего 80 компаний, отмечает FT.