pixabay

Клиенты банков все чаще при выборе какого-либо продукта или услуги учитывают внимание банка к вопросам устойчивого развития. Банки могут повысить ценность своих предложений за счет инноваций, пишут аналитики McKinsey в своей статье.

Детали. Интерес к социальным и экологическим проблемам влияет на решения клиентов любого возраста, отмечают аналитики. Около 20% доходов, которые банки получают от клиентов — $460 млрд – приносят потребители, учитывающие цели по устойчивому развитию при выборе банка, в котором они будут обслуживаться. Самую большую часть доходов банки получают от миллениалов.

Обеспокоенность клиентов показателями устойчивого развития привела к тому, что на рынке стали появляться продукты, направленные на получение прибыли для банков, общества и окружающей среды. С 2012 года объем средств в активах, соответствующих принципам ESG, растет на 15% в год и к 2018 этот показатель составил $30,7 трлн – это примерно треть всех активов под управлением, отмечает McKinsey.

Аналитики компании описали 5 продуктовых идей, которые банки могут рассмотреть для удовлетворения растущего потребительского спроса на ответственные банковские услуги.

  • ESG-профиль клиента. McKinsey полагает, что потребителей мог бы заинтересовать цифровой профиль, в котором бы отслеживался углеродный след клиента и его изменение. Кроме того, в таком профиле может содержаться информация о социальных, экологических и некоммерческих инициативах, а также рекомендации. Так, на основе данных клиента (в том числе о его расходах) банк может предлагать соответствующие ESG-принципам финансовые продукты. Потенциальная выручка банков по всему миру от подобных продуктов, по оценке McKinsey, составляет $50-60 млрд.
  • Карта с reward-программой следующего поколения. Банки могут разработать программу лояльности, в которой бонусы будут начисляться за вклад клиентов в обеспечение устойчивого развития. Владельцы карты с такой программой лояльности смогут переводить бонусы или кэшбек компаниям, поддерживающим ESG-стандарты, сама же карта может быть изготовлена из переработанного пластика. Потенциальный доход от такого продукта аналитики оценивают в $20-30 млрд.
  • Платформа для «зеленых» инвестиций. Банки могут разработать диджитал-платформу для розничных инвесторов. Такая технология позволит им инвестировать в ESG-проекты, несмотря на небольшой капитал. Для того, чтобы инвестировать в хедж-фонды, недвижимость или IPO, требуются крупные суммы. Платформа, объединяющая большое количество розничных инвесторов, позволила бы объединить капитал и обойти это требование. Потенциальный доход здесь составляет $40-50 млрд.
  • «Зеленые» депозиты. Средства, которые клиенты будут держать на специальных «зеленых» депозитах банки могут использовать для финансирования проектов устойчивого развития. При этом критерии, по которым банк будет отбирать проекты, должны быть прозрачными и понятными для вкладчиков, как и информация о самих проектах, подчеркивают авторы статьи. Потенциал дохода от таких продуктов аналитики оценивают в $80-90 млрд.
  • Платформа для малого и среднего бизнеса. Онлайн-платформа для малых и средних компаний, заботящихся об устойчивом развитии, может предоставлять им банковские продукты, а также бизнес-инструменты для реализации и анализа социальных и экономических инициатив, таких как снижение углеродного следа. Платформа также может объединить бизнес, поставщиков и клиентов для защиты интересов устойчивого развития. Компании МСБ также могут сравнивать свои финансовые показатели и получать рекомендации по улучшению их влияния на устойчивое развитие экономики. Потенциальный доход от таких проектов – $60-100 млрд.

Контекст. Крупнейшие российские банки, в числе которых Сбербанк, Газпромбанк, Росбанк, МКБ, Совкомбанк и банк Центр Инвест, начали внедрять принципы «зеленого» банкинга. Они выстраивают отношения с заемщиками и инвесторами согласно принципам ответственного инвестирования и уже сформировали корпоративные процедуры для развития ответственного банкинга.

Например, Газпромбанк разрабатывает и внедряет продукты, соответствующие принципам ESG, как для корпоративных, так и для розничных клиентов — банк кредитует и инвестирует в возобновляемую энергетику. Росбанк и его материнская группа Societe Generale выдали несколько кредитов, МКБ внедряет Концепцию ответственного банкинга, опираясь на опыт ЕБРР (миноритарный акционер МКБ), а также IFC (группа Всемирного банка). Сбербанк в своей стратегии до 2023 года отмечал, что намерен провести ESG-оценку новых корпоративных кредитов, привести все свои корпоративные закупки в соответствие с принципами ESG на 100%, сократить бумажный документооборот на 30% и создать полностью «зеленый офис».

Зачем вам об этом знать. Российские банки заинтересованы в вопросах ESG из-за давления со стороны международных инвесторов и своих контрагентов. Но, помимо этого, как следует из статьи McKinsey, внедрение ESG-стандартов может положительно повлиять на финансовый результат банков и лояльность розничных клиентов.