Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на экспертной дискуссии «Непростой разговор об экономическом росте» в рамках Гайдаровского форума «Россия и мир после пандемии» в РАНХиГС. Гавриил Григоров/фотохост-агентство ТАСС

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на заседании президиума фракции «Единая Россия» объяснила, почему регулятор решил снижать ставку на фоне кризиса 2020 года и сравнила антикризисную политику ЦБ с его действиями во время кризисного 2014 года. Трансляция ее выступления велась на сайте Госдумы. 

Детали. Набиуллина напомнила, что ЦБ в 2020 году несколько раз снижал ключевую ставку (к концу 2020 года она была на историческом минимуме — 4,25%), что позволило банкам реструктурировать кредиты бизнесу и населению, а также продолжить кредитовать экономику. Она отметила, что российские банки в 2020 году реструктурировали кредиты на сумму свыше 7 трлн рублей, и несмотря на существенный показатель, угрозы их устойчивости нет. 

По словам главы ЦБ, в начале пандемии регулятор был уверен в устойчивости финансового сектора. «Это было обеспечено как выводом слабых банков и слабых финансовых институтов с рынка, так и усилением финансового регулирования и надзора, которое мы последовательно проводили. Благодаря этому финансовая система смогла в тяжелый период поддержать население и бизнес», — сказала Набиуллина.

Набиуллина добавила, что на действия ЦБ в пандемию повлиял также предыдущий опыт по борьбе с кризисами. В частности, в 2014 году, когда экономика столкнулась с «двумя серьезными шоками» — с введением санкций против России со стороны стран Запада и с падением цен на нефть, был сформирован «полный инструментарий по поддержанию финансовой стабильности», который позволил быстро вводить меры поддержки бизнеса и граждан. 

Глава ЦБ отметила, что в кризис 2014 года ЦБ «был вынужден реагировать по-другому». «Почему? Потому что тогда, действительно был риск и роста инфляции, и финансовой дестабилизации, поэтому не было вот такого запаса прочности, как у финансовой сферы есть сейчас», — заключила Набиуллина. Она напомнила, что в 2020 год Россия вошла с инфляцией в 3%, что и позволило регулятору начать снижать ключевую ставку и перейти к мягкой денежно-кредитной политике. Глава ЦБ признала, что несмотря на усилия регулятора и правительства, экономика все равно понесла потери, но они составили всего 3% ВВП, что меньше, чем падение мировой экономики.

Контекст. В 2014 году после введения антироссийских санкций и ослабления рубля ЦБ резко повысил ключевую ставку — сразу на 6,5 п.п. — с 10,5% до 17%. Тогда регулятор объяснил свою политику необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски.

Зачем вам об этом знать. Доклад главы Банка России дает представление о логике регулятора в принятии антикризисных мер.