Россия. Москва. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) на улице Неглинная, дом 12. Илья Щербаков/ТАСС

Банк России опубликовал консультативный доклад о переводе системно значимых кредитных организаций (СЗКО) на новый подход оценки кредитных рисков — он будет основан на внутренних рейтингах (ПВР). Регулятор не первый год выступает с этой идеей, теперь он рассказал, как этот переход может быть осуществлен и какие сложности у банков могут возникнуть.

Детали. Сейчас ПВР-подход используют только два банка — Сбербанк и Райффайзенбанк. Первый применяет его с 2018 года, второй — с 2019. ЦБ указывает, что сейчас «еще одна СЗКО находится на завершающем этапе валидации, по результатам которой в 2021 году может быть выдано третье в российской банковской системе разрешение на применение ПВР». Речь идет об Альфа-банке: об этом Frank Media сообщили источник, близкий к Альфа-банку, и источник, близкий к одной из СЗКО. Банк подал заявку в ЦБ для перехода на ПВР-подход в конце 2018 года.

Регулятор признает, что на первом этапе перевод на ПВР-подход потребует от банков серьезных материальных и временных затрат. «Разработка системы внутренних рейтингов — достаточно дорогостоящая и длительная процедура, при этом далеко не всегда будущая экономия капитала перекрывает стоимость инвестиций в разработку», — пояснил Frank Media управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.

ЦБ намерен перевести СЗКО на ПВР-подход и ждет предложений по срокам и условиям этого процесса от участников рынка до середины июля. Со своей стороны регулятор предлагает банкам внедрить новый подход в течение пяти лет и готов сделать ряд послаблений на начальном этапе. ЦБ также сможет помочь банкам с переходом с помощью обучения сотрудников: регулятор покажет, как строить модели и проводить внутреннюю валидацию систем. Регулятор также разработает индивидуальный подход для каждого банка и закрепит за каждым куратора по вопросам применения ПВР.

Одновременно ЦБ предлагает ввести ответственность СЗКО за несоблюдение сроков и непредоставление данных для одобрения внутренних рейтингов.

Что говорят банки. Frank Media направил запросы во все системно значимые банки, спросив, готовы ли они к внедрению ПВР-подхода и какие могут возникнуть проблемы на этом пути. Вот что ответили некоторые из банков:

  • Банк Открытие готовится к внедрению ПВР-подхода. Основных затрат при переходе потребуют доработка ИТ-систем, разработка моделей оценки кредитного риска на основании внутренней статистики за последние 5 лет, актуализация внутренней методологии и разработка аналитической отчетности, говорит директор департамента интегрированных рисков Открытия Анастасия Демская. Но в результате банк получит экономию в достаточности капитала, а также сможет точнее оценивать уровни кредитного риска контрагентов на основе внутренних данных, уверена она. Вместе с тем, по словам Демской, требования ПВР накладывают дополнительные обязательства и ограничения, в том числе по согласованию изменений в модели оценки кредитного риска с ЦБ, что снижает скорость реагирования банка на изменение рыночных тенденций.
  • ВТБ оценивает свою готовность к переходу на ПВР-подход как высокую, и предварительные расчеты эффекта на капитал показывают его экономическую целесообразность для банка, рассказал Frank Media член правления ВТБ Максим Кондратенко. Банк несколько лет развивает системы и процедуры управления рисками и капиталом и уже использует в процессах соответствующие модели определения вероятности дефолта и уровня потерь при дефолте, рейтинговые системы, RWA-калькулятор и прочие, говорит он. Все эти элементы и IT-системы, поддерживающие соответствующий контур. банк постоянно совершенствует. «Таким образом, расходы осуществляются постепенно в течение нескольких лет и связаны с общим развитием систем управления рисками. Это не специфические «расходы на ПВР», это инвестиции в кредитные конвейеры, калькуляторы, системы управления моделями и качеством данных и прочие важнейшие элементы системы управления кредитными рисками, которые сами по себе дают экономический эффект, а также используются при принятии кредитных решений и при расчете резервов», — подчеркивает он. По словам Кондратенко, они также будут использоваться при расчете капитала по ПВР в случае, если ВТБ примет такое решение и получит разрешение ЦБ.
  • Росбанк также рассматривает проект по переходу на ПВР, сообщила его пресс-служба. По оценке банка, такая система позволит улучшить качество данных, систему риск-менеджмента и оптимизировать затраты на капитал.
  • В ПСБ не раскрыли планы банка по переходу на ПВР-подход, но отметили плюсы такой системы. «Это возможная экономия на капитале за счет более точной оценки рисков, что в первую очередь актуально для банков с крупными ипотечными портфелями и очень консервативными портфелями корпоративных кредитов. ПВР-подход позволяет повысить соответствие располагаемого капитала принимаемым рискам», — сообщила пресс-служба банка. В то же время переход на такую систему требует от банков серьезных вложений в IT-инфраструктуру, на поддержание качества данных и отчеты, а также в повышение автоматизации процессов в связи с жесткими требованиями ЦБ к скорости расчетов риск-метрик.
  • Руководитель управления интегрированного риск-менеджмента Райффайзенбанка Сергей Гриб согласен с коллегами относительно плюсов внедрения ПВР-подхода. По его мнению, выигрывают все: клиенты получают доступ к более выгодному финансированию; банки — больше возможностей для наращивания объемов бизнеса и выбора кредитных стратегий, управлении капиталом; регулятор и общество в целом – более стабильную, эффективную и прозрачную банковскую систему, в которой уровень капитала в большей степени соответствует принятому риску. Райффайзенбанк поддерживает позицию ЦБ — обязать все СЗКО внедрить ПВР-подход к оценке кредитных рисков. «Обязательное применение ПВР подхода ко всем существенным сегментам, то есть практически ко всему кредитному портфелю, обеспечивает покрытие всех сегментов, по которым возможна разработка внутренних рейтинговых моделей и не допускает ситуации, когда банки применяли бы ПВР подход исключительно в отношении тех сегментов, по которым оценка кредитного риска по ПВР подходу является более выгодной для целей расчета нормативов достаточности капитала», — пояснил он. Гриб добавил, что Райффайзенбанку не потребуется значительных инвестиций для завершения перехода на ПВР, поскольку банк изначально строил кредитные процессы с учетом требований Базель 2 к оценке достаточности капитала на основе внутренних моделей.  

В остальных системно значимых банках Frank Media не ответили. Всего в перечень СЗКО входит 12 банков: помимо ответивших — Сбербанк, Юникредит банк, ГПБ, Совкомбанк, Альфа-банк, МКБ, РСХБ.

Контекст. ПВР-подход — это продвинутый способ оценки кредитного риска банков. Для расчета достаточности капитала и других нормативов банк будет взвешивать риски клиентов, присваивая им свои рейтинги качества. Банки получат более точную оценку капитала, необходимого на покрытие кредитного риска, а их системы управления рисками в целом окажутся на более высоком уровне развития, уверены в ЦБ. Все это позволит банкам сэкономить на резервах, высвободив капитал. Чтобы перейти на ПВР-подход банкам необходимо разработать модель для оценки качества новых ссуд (ретроспективно — на накопленных данных), затем эта модель должна пройти валидацию в ЦБ, и ЦБ должен выдать разрешение.

Согласно положению ЦБ, если у банка, переходящего на ПВР-подход, величина риска по ПВР ниже, чем по стандартизированному подходу, то в первый год применения ПВР банк может снизить величину кредитного риска не более чем на 10%, во втором — на 20%, а с третьего года — на 27,5%. Гриб из Райффайзенбанка сообщил Frank Media, что экономия требований к капиталу (RWA) по кредитному риску в корпоративном сегменте благодаря применению ПВР составила 27,5%. Таким образом, банк смог высвободить 27 млрд рублей капитала. Банк использует ПВР-подход в корпоративном сегменте с 1 февраля 2019 года.

Зачем вам об этом знать. Планируемое изменение в регулировании важно для рынка, банки в целом позитивно его оценили.