Unsplash

Доля госбанков на российском рынке растет с каждым годом. ЦБ в проекте основных направлений развития финансового рынка на ближайшие три года отмечал, что для банковского сектора характерны высокая концентрация и низкий уровень конкуренции в отдельных сегментах. Зампред правления Совкомбанка Олег Машталяр в колонке для Frank Media рассказал, какие меры ЦБ для усиления конкуренции уже дали эффект и что еще можно сделать.

Роль регулятора. Российский банковский рынок уникален. В развитых экономиках за многие годы сформированы системы «big four», в которых четыре крупнейших банка примерно в равных долях занимают до 50% рынка, оставляя вторую половину для более мелких и региональных игроков.Например, в США такими банками являются JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Wells Fargo, а в Великобритании – Barclays, HSBC, Lloyds Banking Group и NatWest Group. По разным оценкам доля только одного крупнейшего банка России составляет не меньше половины рынка, а доля российских банков прямо или опосредованно контролируемая государством стремится к 70%.

На этом фоне с каждым годом последнего десятилетия в России возрастает градус дискуссий в профессиональном сообществе о выравнивании конкуренции на банковском рынке. В самом начале превалировали вопросы конкуренции с крупнейшим игроком рынка, потом дискуссия сместилась в сторону роста доли государственного сектора в банковской системе, а сейчас наиболее остро стоит вопрос уже о конкуренции традиционных банков с экосистемами. 

Следующим этапом станет конкуренция банков с биг-техом в условиях тренда на покупку крупнейшими российскими технологическими компаниями небольших банков. Мировые биг-тех компании, в отличие от российских, как правило используют для выхода на финансовый рынок партнерства с классическими участниками финансового рынка. 

Ни одна инициатива, созданная для развития конкуренции, не даст мгновенного эффекта в краткосрочной перспективе. Для приоритезации инициатив, направленных на развитие конкуренции на финансовом рынке, важно использовать подход, ориентированный на долгосрочную перспективу. Считает ли Банк России приемлемым нынешние доли рынка в отдельных сегментах? Какие показатели доминирования устроят регулятора на горизонте следующих 10-15 лет?

При формулировании стратегических инициатив для выравнивания конкуренции необходимо ставить во главу угла интересы потребителя, который должен получать возможность выбора, а значит, экономию и более качественную услугу.

Банк России не обладает соответствующими полномочиями по ограничению роста лидирующих государственных банков. Более того, стратегия развития любого банка как частного, так и контролируемого государством, направлена на наращивание своего присутствия в целевых сегментах, вплоть до монополизации. Это соответствует экономическим целям, так работают рыночные механизмы свободного рынка, которые справедливо поощряются регулятором, и за это голосуют акционеры, члены советов директоров и менеджмент банков.

Что же остается в руках государства, чтобы решать задачу выравнивания конкуренции и снижения негативных факторов концентрации?

Система быстрых платежей. На финансовом рынке примером успешной государственной инициативы по выравниванию конкуренции является создание Системы быстрых платежей (СБП).

В 2019 году в рамках пилотной группы банков к СБП подключилось всего 12 банков, включая Совкомбанк, а сегодня это сервис, который для многих стал повседневным. Любой человек, в каком бы банке он не обслуживался, имеет возможность по простому идентификатору – номеру мобильного телефона – переслать деньги другому человеку. Благодаря формированию данного государственного сервиса, за два года с момента запуска проекта СБП рынок карточных переводов стал единственным сегментом, в котором доля лидера снизилась – за период 2018-2020 годов с 94% до 92,2%. В Совкомбанке количество операций через СБП только с начала года увеличилось в три раза, показывая ежемесячный рост от 12 до 30%. Похожие показатели достигаются и по объему переводов, где ежемесячный рост составляет от 13 до 36%.

Итоговым бенефициаром процесса стал клиент. Необходимый ресурс переводов между физическими лицами, который еще недавно замыкался внутри одной инфраструктуры, теперь доступен любому человеку из большинства банков.

Зарплатные проекты. Относительно низкая конкуренция на рынке платежей и переводов связана с распространением банковских карт через зарплатные проекты. Чем крупнее работодатель, тем сложнее и дороже для него процесс переводов зарплат сотрудников во множество банков. Сервиса, который помог бы работодателю избавиться от лишней рутины пока нет, а как итог – продолжающийся рост доли крупнейшего игрока в сфере зарплатных проектов. В 2019 году доля крупнейшего игрока на этом рынке составляла 60%.

Сегодня важно в вопросе перечисления заработных плат поставить цель – недопущение монополизации и снижение концентрации в распределении ценных «зарплатных» клиентов для каждого банка.

Необходимо создание государственного сервиса, который даст клиентам возможность быстро и комфортно в удаленном формате менять банк для зачисления зарплаты. А для компаний будет востребован, в рамках той же платформы, сервис зачисления зарплат по реестрам с едиными идентификаторами физических лиц, упрощая бумажный документооборот и ликвидируя сложившуюся десятилетиями функцию работодателя быть «финансовым консультантом» своих многочисленных сотрудников по выбору одного банка под все их потребности.

В итоге мы увидим развитие новых программ лояльности для физических лиц с целью их привлечения в конкурентной борьбе.

Инициативы, которые могли бы способствовать развитию конкуренции, лежат в трех основных направлениях: 

  • законодательное ограничение концентрации
  • законодательные меры, обеспечивающие равноудаленный доступ к клиентам
  • технологические инициативы, стимулирующие свободу потребителя

Такие инициативы должны исходить как от Центрального Банка, так и от органов исполнительной власти, которые отвечают за развитие экономики, финансового рынка и конкуренции. 

Правительство выбрало стратегию цифровизации процессов взаимодействия государства с гражданами и компаниями. Банки, в свою очередь, стоят на передовой по внедрению технологических инноваций в свои продукты и сервисы, и играют важнейшую роль в цифровой среде, ежедневно взаимодействуя со всеми перечисленными субъектами. 

Большинство инноваций в сфере конкуренции приходят «сверху», за счет экспериментирования, которое дает потребителям новый опыт. Чтобы стимулировать развитие конкуренции, регулятор финансового рынка и государство могут предложить инициативы не на основе «жалоб» или «просьб» потребителей, а фокусируясь на долгосрочных целях развития экономики, а также цифровой и технологической инфраструктуры. 

Одним из таких стратегических проектов мог бы быть упомянутый выше проект создания платформы, которая полностью исключает участие работодателя в выборе работником банка для перечисления заработной платы и дает потребителю полную свободу и простой клиентский путь от самостоятельного выбора и до смены банка. 

Антимонопольное регулирование. Важно продолжать продвигать инициативы, которые нацелены на дистанционную идентификацию клиента и другие инициативы, фокусирующиеся на создании простых и удобных механизмов упрощенного перехода клиента из банка в банк. 

Для реального и быстрого выравнивания конкуренции только технологических инициатив недостаточно. Например, сравнительно конкурентный банковский рынок США сформировался благодаря длительному запрету банкам открывать свои филиалы вне конкретного штата, продвинутому антимонопольному регулированию и прямых регуляторных ограничениях на владение небанковскими организациями. 

На протяжении нескольких лет обсуждаются поправки в закон «О защите конкуренции», которые введут прямой запрет для подконтрольных государству банков покупать акции или доли в организациях финансового сектора. Внедрение данной инициативы безусловно смогло бы создать предсказуемые правила развития финансовой системы, сдержать темп роста доли государства в финансовой сфере и создать благоприятные условия для вложений частных инвесторов в российский финансовый сектор. 

Дополнительной важной инициативой может стать формирование антимонопольными органами «дорожной карты» допустимых значений концентрации на российском финансовом рынке, по достижении которого должны вводиться дополнительные регуляторные ограничения к компаниям, которые данного предела достигли. Стоит обратить внимание на кросс-субсидирование в рамках крупных финансовых систем, которое позволяет за счет низких тарифов добиваться наращивания доли и критического доминирования в новых сегментах. Антимонопольное регулирование должно исключать такую возможность.

В итоге, любая действенная инициатива, направленная на развитие конкуренции, будет положительно влиять как на рынок, так и на каждого человека. Чем выше конкуренция, тем быстрее растет экономика.