Unsplash

Из-за пандемии COVID-19 граждане стали чаще совершать покупки онлайн. Банки фиксируют существенный рост платежей в интернет-магазинах, показал опрос Frank Media.

Детали. По данным АКИТ, российский рынок интернет-торговли вырос на 44% в 2021 году. Банки рассказали Frank Media, что заметили рост онлайн-платежей:

  • В ВТБ оборот эквайринговых клиентов в сегменте интернет-торговли за 2020 год увеличился на 70% в сравнении с 2019 годом. В 2021 году этот сегмент продолжает расти: по прогнозам банка, рост составит 15-18% к уровню 2020 года.
  • Количество онлайн-платежей в МКБ выросло на 65% с января 2020 года по сентябрь 2021 года.
  • В ПСБ общее количество интернет-платежей по картам за различные товары и услуги выросло более чем на 20% с начала режима самоизоляции (март 2020 года).
  • В Райффайзенбанке количество покупок, оплаченных клиентами онлайн, выросло на 40% год к году в январе-сентябре 2021 года, за аналогичный период 2020 года рост составил 16%. Доля клиентов, которые используют онлайн-платежи, растет с 2020 года, и к сентябрю 2021 года достигла 39%.
  • В Росбанке операции онлайн-покупок в январе 2021 выросли на 68% к январю 2020 года.
  • По данным банка «Русский стандарт», в 1 полугодии 2021 года число онлайн-покупок по банковским картам выросло на 128% относительно аналогичного «допандемийного» полугодия 2019 года.
  • По банковским картам клиентов МТС банка во всех регионах России количество онлайн-транзакций выросло на 23% (январь 2020 года к январю 2021 года), объем онлайн-платежей за тот же период вырос на 47%, рассказала пресс-служба банка.

Банки связывают рост онлайн-платежей с поведением клиентов и стратегией торговцев во время пандемии. «Число и объем онлайн-платежей с начала пандемии стабильно увеличивается за счет трансформации бизнеса (как нового, так и действующего) и изменения покупательской модели», — говорит управляющий директор по развитию эквайринга МКБ Марк Баранов. Так, большинство предпринимателей организовало доставку товара и прием платежей онлайн.

Многие торговые точки перестроили свои каналы продаж — некоторые магазины стали предлагать дополнительные скидки на онлайн-покупки, заметно выросло количество онлайн-транзакций в тех торговых точках, где раньше преобладали офлайн-покупки, например промышленные товары и продукты питания, отмечает представитель ПСБ.

Что произошло после локдауна. Банки зафиксировали взрывной рост онлайн-платежей с конца марта 2020 года, когда в России был введен режим самоизоляции из-за COVID-19. После снятия коронавирусных ограничений ряд банков заметил спад популярности онлайн-платежей — об этом Frank Media сообщили представители ВТБ, Росбанка, банка «Русский стандарт», банка «Хоум Кредит», МТС банка. Однако даже после спада продолжился постепенный переход клиентов на онлайн-оплату покупок.

ВТБ фиксировал небольшой спад онлайн-платежей в пределах 4% после снятия ограничений (в июле-сентябре 2020 года). Но это снижение компенсировалось почти двукратным ростом оборота интернет-эквайринга в 4 квартале 2020 по сравнению с предыдущим, добавила пресс-служба банка. МТС банк отметил небольшое снижение количества онлайн-транзакций — на 2% — в сентябре 2020 года, после чего снова начался рост — в среднем на 5% каждый месяц, рассказала пресс-служба банка.

Согласно исследованию банка «Русский стандарт», в 1 полугодии 2021 года число онлайн-покупок по банковским картам упало на 25% относительно аналогичного периода прошлого года, на который пришелся жесткий локдаун. «E-commerce показывает стабильный рост оборотов и количество операций, если не принимать в расчет аномальную ситуацию 2020 года», — пишут авторы исследования (есть у Frank Media).

«Хоум Кредит» летом 2021 года провел телефонный опрос клиентов и выяснил, что доля людей, которые совершают онлайн-покупки, снизилась с 69,1% в 2020 году до 61,7%. Авторы исследования связали снижение с ростом трафика в офлайн-магазинах на фоне отмены ограничений. Основные причины отказа от интернет-покупок, на которые ссылались респонденты, — привычка покупать в обычном магазине и нежелание брать вещи без примерки и осмотра, говорится в исследовании.

Впрочем, Баранов из МКБ говорит, что в банке не заметили спада онлайн-платежей у клиентов. «Покупатели оценили преимущество совершения покупок в сети, и число платежей продолжило расти по инерции», —  отметил он.

Что говорят торговцы. До пандемии в практически всех крупных интернет-магазинах покупатели могли оплатить товар тремя способами: онлайн в момент оформления заказа (тогда заказ считался предоплаченным), банковской картой при получении (через терминал у курьера или в пункте выдачи заказа) или наличными.

В 2020 году два крупнейших онлайн-торговца — Ozon и Wildberries — на время убрали возможность оплачивать заказы при получении товара. Сейчас за покупки у них можно расплатиться онлайн или банковской картой, но не наличными. У еще одного крупного продавца — AliExpress — доступна только онлайн-оплата в момент заказа.

Несколько опрошенных Frank Media крупных интернет-магазинов, в которых доступны все виды оплаты заказов, подтвердили рост популярности онлайн-платежей и рассказали, что покупатели все реже предпочитают расплачиваться наличными.

  • Онлайн-магазин «Утконос» заметил двукратный рост онлайн-оплаты заказов за первые полгода с начала пандемии — сейчас почти 40% покупок оплачиваются онлайн в момент оформления заказа, сообщил директор по маркетингу и клиентскому сервису «Утконос Онлайн» Михаил Морозов. Через мобильную кассу в момент получения оплачиваются 45% заказов — их количество снизилось более чем на 13%. Число заказов, оплаченных наличными, с начала пандемии снизилось почти на 40% и сейчас составляет всего 16%. 
  • Самый популярный способ оплаты в сети «Ситилинк» — эквайринг в торговых точках и на доставке заказов, второй по востребованности — онлайн-эквайринг, рассказал руководитель финансового отдела «Ситилинк» Дмитрий Болотов. Он также отметил стремительный рост доли онлайн-платежей в начале пандемии и ее постепенную стабилизацию — сейчас их доля ниже, чем в пиковые месяцы пандемии. В 2021 году оборот по онлайн-эквайрингу вырос примерно на 30% по сравнению с 2019 годом, говорит Болотов. Сокращение наличных платежей продолжается последние пять лет, добавил он.
  • По словам руководителя службы финансового планирования и контроля «Яндекс.Маркета» Владислава Склянова, с началом пандемии доля заказов, оплаченных онлайн, выросла до 66%. Затем началось постепенное снижение этого показателя, сейчас он находится на уровне до пандемии (компания не сообщила, какой был уровень до пандемии). Вместе с тем растет популярность оплаты картой при получении заказа — доля этого способа оплаты по сравнению с началом пандемии увеличилась более чем в два раза, замечает Склянов.

Влияние на доходы. Опрошенные Frank Media банки отказались говорить про влияние роста онлайн-платежей на доходы от эквайринга. Баранов из МКБ сообщил, что доход от эквайринга «пропорционально вырос», так как комиссионный доход банка напрямую зависит от объема операций.

Поскольку объемы безналичных расчетов за товары и услуги растут, то растет и эквайринговая комиссия банковского сектора, говорит вице-президент Moody’s Ольга Ульянова. Причем — за счет интерчейнджа — больше всего выигрывают банки-эмитенты карт, добавляет она. По словам Ульяновой, есть и ограничитель этой тенденции — рост оплат через Систему быстрых платежей, где комиссии банков существенно ниже.

Контекст. Консалтинговая компания BCG выпустила прогноз, в котором предсказала рекордные темпы роста карточных платежей в России. По мнению аналитиков, в следующие десять лет карточные платежи в России продолжат расти опережающими темпами, оставляя позади крупнейшие экономики мира — США, Великобританию, Германию — что позволит России укрепить глобальное лидерство. Выручка от безналичных платежей в стране также будет расти быстрее, чем в других странах Восточной Европы — по прогнозу BCG, в ближайшие десять лет этот показатель удвоится.

Зачем вам об этом знать. Банки и онлайн-торговцы отмечают рост популярности онлайн-платежей и падение спроса на наличную оплату. Привычка граждан покупать и платить онлайн может сохраниться и после пандемии, что позволит банкам больше зарабатывать на платежах.