Фото PXhere

Банки и мобильные операторы не смогли пока победить телефонных мошенников, которые выманивают у россиян миллиарды рублей. Поправки в закон «О связи», вступившие в силу в декабре 2021 года, обязали мобильных операторов блокировать международные звонки и смс с подменой номера, а нарушителям сулили штрафы. И должны были свести на нет мошеннические звонки с подменой номеров. Но гражданам по-прежнему звонят и пишут мошенники, даже чаще, чем раньше.

Детали.  У ВТБ число звонков с подменой номера в декабре прошлого года выросло. Банк стал собирать обращения клиентов по звонкам мошенников с апреля, рассказал на пресс-конференции зампред ВТБ Андрей Печатников. Всего банк получил информацию по 1,4 млн номеров, из которых 800 тысяч счел подменными. «За один декабрь мы собрали 370 тысяч обращений пользователей на подозрительные номера, абсолютное большинство относится к подменным, это на 10% выше ноября», — сетует он.

Данные ВТБ

С момента вступления в силу поправок Росбанк и «Почта банк» не наблюдает существенного сокращения количества мошеннических звонков, говорят их представители. В Газпромбанке указывают, что количество звонков с подменой номера и фишинговых смс от имени банка снизилось по сравнению с январем прошлого и позапрошлого года, но не прекратилось.

Некоторое улучшение есть, говорит директор департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев, но одних ограничений по зарубежным источникам подменных вызовов без возможностей системного контроля недостаточно.

«Принятый в прошлом году закон стал первым важным шагом на пути к улучшению ситуации вокруг подменных номеров. Но со стороны операторов мобильной связи хотелось бы видеть более активные действия для блокировки таких номеров», — добавляет директор по безопасности «Почта банка» Станислав Павлунин. Нужно строже контролировать тех игроков рынка телекома, которые не исполняют закон, категоричен Печатников: пока штрафа не имеют воздействия, страдают и банки, и клиенты.

Что говорят операторы связи? «Мы уже несколько лет самостоятельно блокируем звонки с российских городских номеров из-за рубежа, поэтому ситуация с момента вступления закона в силу для нас не изменилась. Сейчас в блокировку попадает до 300 тысяч таких звонков в месяц», — рассказал Frank Media директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергей Хренов. Frank Media также обратился в МТС, «Билайн», Tele2, но к моменту публикации материала компании не ответили. Ранее «Коммерсантъ» писал о том, что такие системы есть у всех операторов «большой четверки». Основная проблема сейчас в том, что чаще всего звонки с подменных номеров идут по IP и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам, самостоятельно подставляющим российский номер или предоставляющим такую возможность своим клиентам,  объясняет Хренов.

В реальности многие банки сталкиваются с предложениями со стороны операторов контролировать и решать эту проблему за дополнительную плату, утверждает Павлунин. Отчасти затрудняет ее решение и то, что многие сервисы и цифровые АТС используют технологию подменных номеров совершенно легально и не в мошеннических целях. Определитель номеров, к сожалению, полностью не решит этой проблемы, поскольку может лишь предположить, подменный номер или нет. Точно определить может лишь оператор связи, добавляет он.

45 млрд рублей — столько, по данным МВД, за январь-ноябрь 2021 года телефонные мошенники украли у россиян. По оценке заместителя начальника Следственного департамента МВД России Данила Филиппова, за это время с телефонными мошенниками столкнулся каждый седьмой россиянин, и половина из них под воздействием социальной инженерии сама отдала мошенникам коды и пароли доступа к своим финансам.

Как защищаются банки?

  • Во-первых, на уровне новых технологий и интеграций. Например, «Тинькофф» в партнерстве с операторами запустил бесплатную платформу для защиты от звонков с подменой номера. А затем интегрировал платформу Tinkoff Call Defender, которая распознает подмену официальных банковских номеров, в определитель номера «Яндекса», чтобы абоненты любых сотовых операторов России получали уведомления о звонках с подменных номеров. Система проверки телефонных номеров есть и у Сбербанка, но его пресс-служба не ответила на запрос.
  • Во-вторых, банки мотивируют участвовать в защите своих финансов. В приложении ВТБ появится профиль безопасности клиента, поделился Печатников. Пользователи смогут увидеть, насколько они защищены, получат рекомендации, как повысить свой уровень безопасности, а также смогут самостоятельно устанавливать ограничения на свои продукты. Например, указать безопасных получателей переводов — родных или друзей. Альфа-банк в прошлом году запускал программу вознаграждения для клиентов, у которых есть информация о телефонных мошенниках.
  • В-третьих, банкиры намерены лоббировать поправки в законодательство. ВТБ предлагает создать реестр номеров юрлиц, которые по закону нельзя использовать в качестве виртуальных, в первую очередь — номера ведомств, и обеспечить конечную идентификацию владельца виртуального номера. «С данным вопросом мы (в январе — Frank Media) обратились к регулятору и вынесли на обсуждение на Национальный финансовый совет ЦБ», — говорит Печатников.

Параллельно ВТБ предлагает наделить банки возможностью досудебной заморозки на 30 дней средств на счетах дропперов, которые помогают телефонным мошенникам обналичить украденные деньги. «Проблема настолько острая, что ее надо быстро решать и радикально. Мы предлагаем запретить для дропперов саму возможность вывести или снять средства с заблокированного счета, которая сейчас сохраняется по закону», — говорит Печатников. Блокировка может стать одним из способов решения проблемы дропперских счетов, согласен Павлунин. Но эффективной эта мера станет только если блокировка при наличии подозрений будет обязательной для всех банков, а не добровольной, а второе — должны быть четкие критерии и основания для блокировки, чтобы не страдали добросовестные клиенты, совершающие p2p-переводы.

Зачем мне это знать? Телефонное мошенничество — головная боль и банков, и их клиентов. Поки ни технологические, ни законодательные инициативы его не искоренили.