Фото Московская биржа

ЦБ планирует запустить торги на Московской бирже только в субботу, 5 марта, рассказали Frank Media два источника, близких к регулятору, и один, знакомый с планами Банка России.

«Будут установлены новые правила (торгов на фондовом рынке — Frank Media) и они откроются», — добавил один из них. Источник, близкий к Московской бирже, не подтверждает эту информацию. Впрочем, собеседник Frank Media, близкий к другой торговой площадке, утверждает, что решения по биржевой торговле российскими бумагами сейчас принимаются в ЦБ. По иностранным же акциям, по его словам, решения о торгах регулятор отдал на откуп самим биржам.

Это беспрецедентная мера для истории финансового рынка современной России. В общемировой практике это тоже редкость. Например, в США биржа останавливала свою работу на неделю после теракта 11 сентября 2001 года. После возобновления торгов индексы все равно упали, но не катастрофически — 17 сентября 2001 года индекс S&P 500 падал менее чем на 5%. Во время Первой мировой войны, в июле 1941 года, американская NYSE и вовсе остановила работу на четыре месяца. Биржа опасалась глобальной распродажи американских бумаг европейскими инвесторами для финансирования военной кампании. 

С 28 февраля 2022 года Московская биржа уже по сути не работает: торги проходят только на валютном и денежном рынке и то в усеченном виде — с 10:00 до 19:00 вместо 7:00 — 23:50. Будет ли торговать биржа или нет, устанавливает ЦБ, ежедневно официально сообщая о своем решении. 

Фондовый рынок начал падать еще 21 февраля после заявления президента России Владимира Путина о признании независимости ДНР и ЛНР. В четверг, 24 февраля, после начала «военной операции» в Украине и новостей о санкциях падение стало катастрофическим. Мосбирже пришлось приостанавливать утренние торги, а также вводить два дискретных аукциона во время основных из-за того, что индекс падал более чем на 33%. Днем он обваливался до значения в 1690 пунктов — такого сильного падения не было при кризисах 2008 или 2014 годов, ни даже в 1997 году. 

В пятницу, 25 февраля, последовал небольшой отскок, индекс Мосбиржи вырос на более 15%, поэтому торговой площадке снова пришлось вводить дискретный аукцион. На закрытие торгов индекс остановился на значении чуть более 2470 пунктов. 

США, Великобритания, Евросоюз и другие страны незамедлительно отреагировали на «военную операцию» санкциями против России: сразу несколько пакетов ограничений вступили в силу 25, 26 и 27 февраля. Ожидания колоссальной волатильности и стремительного обвала рынка вынудили ЦБ не начинать торги на этой неделе. На Лондонской фондовой бирже (LSE) российские акции 28 февраля падали на 40–80%. Во вторник, 1 марта, расписки отечественных компаний продолжили падать более чем на 50%. Например, ADR Сбербанка теперь можно купить за $0,02, с начала торгов он обвалился на почти 92%.

«Торги должны начаться как можно раньше. Все, кто хочет выйти из активов, получат такую возможность, а кто не боится сейчас покупать, смогут войти в изрядно подешевевшие активы. Конечно, панические продажи могут больно ударить по частным инвесторам, не набившим руку на прошлых кризисах — поэтому регулятор и приостанавливает торги – но они также должны получить соответствующую прививку, чтобы впоследствии, научившись на своих ошибках, не принимать поспешных необдуманных решений. Те же, кто готов принимать риск, могут в этой обстановке попытаться заработать», — считает независимый эксперт Андрей Есин.

«Решение Банка России по остановке торгов правильное, но эта мера запоздалая. Инвесторам нужно отдохнуть и прийти в себя. Останавливать торги нужно было еще 24 февраля, в день начала военной операции на Украине. У нас большое количество частных инвесторов, которые во время полнейшей неразберихи в четверг попали на маржин-коллы и потеряли огромное количество средств. Открывать торги целесообразно только тогда, когда станут понятны все ответные меры правительства, Банка России, других стран и так далее. Правительство уже заявило, что ФНБ будет тратить почти 1 трлн рублей на выкуп российских акций до конца года. Было бы правильно, чтобы эти решения были слажены, чтобы поддержать частных инвесторов. Если рынок не откроется даже на следующей неделе – в этом тоже нет ничего страшного. В то время, как наши биржи не торговали российскими акциями, на LSE расписки отечественных компаний уже практически ничего не стоят. И это отражает реальную ситуацию. Если открыть торги сейчас, паника и нервозность царящие на зарубежных рынках, могут перекинуться к нам», — сказал управляющий директор «Ренессанс Капитал» Максим Орловский.

В Банке России и на Мосбирже не ответили на запрос Frank Media.