Фото PXhere

Банки переживают, что им делать с наличными евро, зависшими на балансе. До 10 сентября они не могут выдавать со счетов физических лиц банкноты, а единственно оставшаяся возможная операция – выдача наличных евро юрлицам-резидентам и российским индивидуальным предпринимателям в сумме эквивалентной до $5 тысяч. Вопрос о судьбе банкнот кредитные организации задавали на состоявшейся на прошлой неделе онлайн-встрече с зампредом ЦБ Ольгой Поляковой, рассказали три участника этой встречи. 

С 9 марта по 9 сентября действует введенный ЦБ «временный порядок операций с наличной валютой», по которому банки выдают со «старых» (то есть открытых до 9 марта) счетов только доллары и только до $10 тысяч (все, что свыше этой суммы выдается в рублях), с «новых» валютных счетов можно получить только рубли. Кроме того, кредитным организациям запрещено продавать наличную валюту гражданам. 

По данным ЦБ, на начало февраля в российских банках валютных денежных средств было на 1,3 трлн рублей. Согласно оценке трех банкиров, по традиционной разбивке наличной валюты по системе, треть из нее приходится на евро. Таким образом на февраль, в банках могло быть порядка 5 млрд наличных евро (по текущему курсу – это почти 650 млрд рублей). При этом исходя из статистики регулятора, в прошлом году банки наращивали у себя наличные евро: нетто-приток из-за границы составил 6,6 млрд евро, из которых, по данным за 11 месяцев, в результате спроса населения было выбрано 72%. 

В конце февраля, после начала спецоперации на Украине и введения первых санкций в отношении России, население активно начало забирать вклады из банков. ЦБ 28 февраля объявил о повышении ставки до рекордного уровня в 20% годовых. Крупнейшие банки тут же отреагировали повышением ставок по вкладам, в том числе и по номинированным в евро. Источники Frank Media рассказывали, что, в том числе, что это было сделано после настоятельной рекомендации регулятора. В результате, многие граждане стали возвращать валюты в кредитные организации. Однако уже в ночь на 9 марта Банк России ввел ограничения на снятие валюты.

Зависшие наличные евро у банков может выкупить крупнейшая российская кредитная организация — Сбербанк, предположила на встрече Ольга Полякова, рассказывают собеседники Frank Media. На начало февраля в Сбербанке наличной валюты в кассе было на 556,3 млрд рублей. Если исходить из традиционной для банковского сектора разбивки, наличных евро в крупнейшей российской кредитной организации было порядка 1,9 млрд евро. Топ-менеджер Сбербанка утверждает, что никаких консультаций по этому вопросу со стороны ЦБ с его кредитной организацией не проводилось. «Удивительно, почему Сбербанк должен выкупать у всех наличные евро. Но даже если так, то надеюсь, что у нас их выкупит ЦБ?» — раздосадован он. В ЦБ и Сбербанке не ответили на запрос Frank Media. Крупнейшие кредитные организации также проигнорировали вопрос о зависших евро.

«Непонятно, сколько в действительности продлится ограничение: 9 сентября – это лишь дата первого приближения. Вполне возможно, что, если не удастся восстановить поставки наличных евро, то ограничения могут быть продлены и после сентября», — говорит управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. Таким образом, по его словам, зависшая наличность в евро останется иммобилизованным активом в банковской системе и пока нет оснований полагать, что он будет выкуплен Сбербанком. «Впрочем, в моменте для банков это не означает новых потерь или недополученных доходов, оказывающих определяющее влияние на общий финансовый результат», — отмечает эксперт.