Катарский банк CQUR в феврале 2022 года переуступил права требований по кредиту компании «Русснефть» на $1082 млн (сумма на 31 декабря 2021 года) российскому ВТБ, следует из отчетности нефтедобытчика по МСФО.  «В рамках договоров залогов по кредитному соглашению меняется залогодержатель на банк ВТБ, общая сумма обременения составляет 181 млн рублей», — говорится в отчетности эмитента.

В 2013 году «Русснефть» сменила основного кредитора со Сбербанка на группу ВТБ, которая тогда открыла компании две кредитные линии на $690 млн и на $1000 млн. В 2015 году нефтедобытчик реструктуризировал задолженность. В результате долг «Русснефти» перед банком составил $2302 млн, а срок погашения кредита был отодвинут до 2023 года.

Затем кредитное соглашение несколько раз пересматривалось сторонами и в конце 2016 года было продлено до марта 2026 года, ставка по нему составила долларовый индикатор LIBOR со сроками три месяца + 5,5% годовых, а сам кредит уменьшился до $1265 млн. Кредит перед ВТБ был обеспечен залогом обыкновенных акций «Русснефти» и долей участия и акций ряда ее «дочек».

Однако уже в 2020 году ВТБ перевел кредит нефтяной компании на банк CQUR, при этом основные условия кредитного соглашения остались без изменения. Эта катарская кредитная организация была создана в начале 2019 года, а доля участия ВТБ в ней составляла 19% (в числе других крупных акционеров – фонд Amathus Investment Fund SPC). В конце 2021 года в интервью «Коммерсанту» председатель совета директоров «ВТБ Капитал» Юрий Соловьев подтверждал, что ВТБ до сих пор является миноритарным акционером этого катарского банка.

На конец 2020 года сумма долга «Русснефти» перед CQUR составлял $1172 млн. В прошлом году компания выплатила катарскому банку по кредиту $64,5 млн процентов и $91,2 в счет погашения основного долга. Международное рейтинговое агентство Fitch в описании действия по отзыву рейтинга в середине 2021 года уточняло со ссылкой на менеджмент нефтедобытчика, что «Русснефть» вело переговоры по пересмотру условий кредита с CQUR. О том были ли изменены кредитные условия при передаче долга нефтедобытчика от CQUR в ВТБ, в отчетности не сообщается.

Группа ВТБ также владеет третью выпуска привилегированных акций «Русснефти», которую она выкупила у банка непрофильных активов (БНА) «Траст». Кипрская дочка нефтяной компании должна их выкупить эти акции у структур ВТБ в 2026 году за 21 млрд руб. Fitch рассматривает эти привилегированные акции «на 100% как долг».

Также в отчетности отмечается, что «Русснефть» в 2021 году полностью рассчиталась по ранее полученным авансам под поставки нефти с дублинской «дочкой» ВТБ компанией VTB Commodities Trading Designated Activity, а также структурами трейдера Glencore, который намеревался выйти из капитала российской нефтяной компании. Fitch также рассматривает эти авансы как долг «Русснефти».

ВТБ в конце февраля попал SDN List США. Банк также находится под санкциями Евросоюза, Великобритании, Канады, Австралии и ряда других стран.

В ВТБ отказались от комментариев, в «Русснефти» не ответили на запрос Frank Media.