Фото Екатерина Якель

Правительство сможет помогать банкам старым проверенным способом — пополняя капитал через выкуп привилегированных акций, следует из депутатского проекта поправок в закон 2008 года «О мерах по поддержке финансовой системы России», размещенного на сайте Госдумы. Средства для этого изыщут в Фонде национального благосостояния (ФНБ).

В начале марта правительство объявило, что поддержит фондовый рынок, направив до 1 трлн рублей из ФНБ на выкуп ценных бумаг с рынка. Но до фондового рынка эти средства так и не дошли. Министр финансов Антон Силуанов в конце месяца признал, что пока этот триллион находится в резерве и Минфин намерен использовать эти деньги «как бюджетные ресурс» для взноса в капитал компаний, попавших в сложную ситуацию. В частности, речь может идти и о кредитных организациях.

Банкиры, которые оказались перед широким набором санкций, направленных против них, подсчитывают потери и от резкого роста ключевой ставки. Они уже сообщили правительству о том, что готовятся к огромным убыткам. Потенциальные потери Сбербанка и ВТБ от участия в мерах государственной поддержки экономики в условиях санкций могут составить почти 600 млрд рублей, говорилось в письме руководителей Сбербанка и ВТБ Германа Грефа и Андрея Костина в адрес премьер-министра России Михаила Мишустина. Авторы письма указывали, что, по данным ЦБ, убыток банковской системы в 2022 году может составить от 3,5 до 5,8 трлн рублей без учета отрицательной переоценки ценных бумаг на 2 трлн рублей.

Сколько именно власти смогут направить на выкуп банковских «префов», пока неясно. Депутаты предложили немного поправить механизм, применявшийся в кризисы 2008 и 2014 годы. Тогда правительство выдало более 400 млрд рублей нескольким банкам в виде субординированных кредитов ВЭБа. Позже в 2014 году, после того как сразу несколько госбанков попали под секторальные санкции, банки с госучастием конвертировали эти кредиты в привилегированные акции, пополнив себе капитал первого уровня. В итоге ВТБ получил 214 млрд рублей, Газпромбанк — почти 40 млрд рублей, РСХБ — 25 млрд рублей. Всем этим банкам пришлось выпустить «префы» отдельного типа.

«Сейчас власти используют комбинацию из мер, которые себя зарекомендовали в прошлые кризисы, и докапитализация банков через выпуск привилегированных акций – одна из них», — говорит директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин.

Что думают аналитики:

«Механизм выкупа новых выпущенных привилегированных акций – это способ докапитализации банков и пополнения ими капитала первого уровня, в отличие, например, от размещения субординированных депозитов, которые учитываются в капитале второго уровня. Таким образом, это поможет обеспечить попавшим в сложное положение кредитным организациям соблюдение соответствующих нормативов, хотя бы номинально», — говорит банковский аналитик рейтингового агентства, пожелавший остаться неизвестным.

«Для докапитализации банков вечные инструменты финансирования, которые также учитываются в капитале первого уровня, не могут быть использованы, потому что инвестиционная политика ФНБ не подразумевает вложения в бессрочные финансовые инструменты. В то же самое время многие банки, которым может потребоваться докапитализация, имеют минимальный буфер по нормативу основного капитала, а не по совокупной достаточности капитала (Н1.0). Именно поэтому в данном случае не подходит инструмент субординированного займа, который учитывается в капитале второго уровня банка», — объясняет директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин.

По словам другого аналитика рейтингового агентства, скорее всего, докапитализация через выкуп привилегированных акций со стороны ФНБ потребуется ВТБ, Газпромбанку (ГПБ) и Россельхозбанку (РСХБ). «У этих кредитных организаций почти нет никакого буфера, что проявится на фоне падение прибылей банков. РСХБ всегда зарабатывал минимальную прибыль, как и ГПБ, у которого наблюдаются волатильные показатели, а вот по ВТБ будет нанесен дополнительный удар из-за жестких санкций», — говорит он.

«Помощь «ФК Открытие» при необходимости, скорее всего, окажет ЦБ, который является владельцем этого банка. Сбербанк же сократит прибыль, но, скорее всего, будет либо минимально прибыльным, либо балансировать около нуля, поэтому крупнейшей кредитной организации не потребуется докапитализация – у него есть здоровая прибыль, которая поможет «сбуферить» негативный эффект», — считает эксперт.

«Скорее всего, адресаты нынешней помощи будут приблизительно те же, но к ним могут добавиться и другие кредитные организации, так как число банков, против которых были введены ограничительные меры, более широкое», — считает Бородулин.

Позиция банков:

Докапитализация через выкуп ФНБ привилегированных акций – «это хорошая идея», но сейчас «преждевременно оценивать спрос на дополнительный капитал», говорят в одном из крупнейших российских банков. К тому же сейчас слишком много вопросов по этому механизму, перечисляют там: «Какой возврат на «префы» предполагается? Какой порядок конвертации «префов» в голосующие акции? Какой порядок отчуждения «префов»?»

Представители Сбербанка, ВТБ, ГПБ, РСХБ и «ФК Открытие», а также Минфина и ЦБ пока не ответили на запрос Frank Media.