Система гарантирования прав участников (СГПУ) добровольных пенсионных программ (НПО) будет предполагать возмещение не только взносов, сделанных гражданами в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но и процентов, полученных по ним. Однако гарантироваться в рамках СГПУ будет только 1,4 млн рублей по аналогии с банковскими депозитами, следует из законопроекта внесенного в Госдуму Анатолием Аксаковым, а также другими депутатами и сенаторами.

Если НПФ не назначил клиенту пенсию, то «размер гарантийного возмещения по пенсионному договору устанавливается равным размеру остатка средств на именном пенсионном счете.., но не более 1,4 млн рублей», говорится в документе. Если же пенсия назначена, то средства передаются в другой частный фонд, участвующий в СГПУ, в сумме, «необходимой и достаточной» для выполнения «обязанности по выплате негосударственной пенсии участнику с той же периодичностью, на тот же срок и в том же размере», что и была назначена клиенту НПФ, но не превышающий двукратный размер социальной пенсии.

Предыдущая версия законопроекта предполагала при наступлении гарантийного случая, если участник добровольной программы еще не получает пенсию, выплату только взносов, сделанных на пенсионные счета клиентами НПФ, как это осуществлено в системе гарантирования прав застрахованных лиц (СГПЗЛ) по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Тогда максимальная сумма также была ограничена 1,4 млн рублей. «Эта сумма гарантийного возмещения покрывает до 90% всех счетов НПО», — удовлетворен председатель совета НАПФ Аркадий Недбай. Объем максимального возмещения в 1,4 млн рублей «обеспечит гарантиями абсолютное большинство сбережений сегодняшних участников НПО и при этом позволит сохранить сбалансированность системы», отмечают в ЦБ.

Однако в предыдущей версии пенсионные фонды не устраивало, что гарантийное возмещение покрывает только взносы участников, но не доход, полученный на них, поскольку, по их мнению, это создавало арбитраж с банковскими продуктами. Пенсионные ассоциации НАПФ и АНПФ (сейчас объединена в одну) писали в ЦБ и Госдуму, что необходимо «включить в «тело» гарантирования не только взносы, но и доход по аналогии с депозитами», сообщал в прошлом году «Коммерсант». С ними соглашался и Минфин, который в отзыве к предыдущей версии законопроекта, отмечал, что в СГПУ нужно гарантировать не только взносы клиентов, но и «определенный доход от управления этими средствами» (цитата по «Интерфаксу»).

Решение гарантировать не только взносы, но и дозо «позволит повысить объем защищаемых системой пенсионных сбережений граждан, поскольку долгосрочный характер НПО подразумевает, что с течением времени доля дохода в общем объеме пенсионных сбережений участника существенно возрастает», отмечают в ЦБ. Решение о расширении гарантийной суммы не только на тело, но и на взносы, «было принято в рамках исполнения поручений президента России, данных на форуме «Россия зовет».., проработать вопрос гарантирования прав участников добровольных пенсионных программ по аналогии с системой страхования банковских вкладов», отметил представитель министерства финансов. Впрочем, поручение президента можно толковать двояко: в нем говорится о механизме защиты «номинальнойстоимости вложений в НПФ (аналогично системе страхования банковских вкладов)».

В любом случае НПФ довольны тем, что, согласно новой версии законопроекта, будет гарантироваться и доход полученный на взносы участников НПО. «Новая версия законопроекта о СГПУ полностью убирает арбитраж с банковскими депозитами, что позволяет клиенту самому решать, какой продукт выбрать: краткосрочный вклад или долгосрочный накопительный продукт в рамках НПО», — доволен Аркадий Недбай. «Мы поддерживаем данный законопроект и заявленные в нём параметры гарантирования», — солидарна председатель совета директоров НПФ «Будущее» Галина Морозова. По ее словам, гарантирование — это логичная мера по увеличению доверия и стимулированию граждан к добровольным пенсионным программам и защите этих накоплений.

В Минтруде вечером в понедельник, 30 мая, не ответили на запрос Frank Media.