Евросоюз ввел блокирующие санкции против «Национального расчетного депозитария» (НРД), который входит в группу «Московской биржи», говорится в официальном журнале ЕС. Это шестой пакет санкций Евросоюза, в котором от SWIFT также отключаются Сбербанк, МКБ и РСХБ. Попадание под блокирующие санкции ЕС означает полную заморозку активов компании на территории стран Евросоюза, а также запрет для резидентов физлиц и юрлиц этих государств осуществлять сделки и операции с российским депозитарием.

Совет Европы объясняет введение санкций тем, что «НРД — российская небанковская финансовая организация и центральный депозитарий России. Он является крупнейшим депозитарием ценных бумаг в России по рыночной стоимости акций и облигаций, находящихся на его хранении и единственным депозитарием, имеющим доступ к международной финансовой системе. НРД признан системнозначимой финансовой организацией российским правительством и Центробанком. Он играет существенную роль в функционировании российской финансовой системы и связей ее с международной финансовой системой и, таким образом, прямо и косвенно поддерживает Российскую Федерацию в ее действиях, политике и ресурсах», — говорится в документе.

НРД – центральный депозитарий России. Он входит в группу «Московской биржи», его штаб-квартира расположена в Москве. «Московская биржа» владеет более 99% в капитале компании. НРД проводит все биржевые расчеты и большую часть внебиржевых расчетов, обслуживает как российские ценные бумаги в качестве центрального депозитария, так и иностранные ценные бумаги. Общая сумма активов, находящихся на хранении в НРД, составляет около 69,5 трлн рублей.

НРД также исполняет функции фискального агента, регистратора, трансфер агента и платежного агента по некоторым выпускам суверенных евробондов России. «Оказывая посттрейдинговые услуги на территории России, мы являемся активным членом международного сообщества. Интеграция в глобальную финансовую систему, мосты взаимодействия с иностранными депозитариями, а также наша многолетняя экспертиза гарантируют клиентам эффективную работу на зарубежных рынках», — говорится на его сайте. Тем не менее в марте междепозитарный мост между НРД и европейскими депозитариями Euroclear (штаб-квартира в Брюсселе) и Clearstream (Люксембург) был нарушен и до сих пор не восстановлен.

Под санкциями ЕС также оказались компании УАЗ и КАМАЗ, «Сухой», «Неазвисимая страховая группа», УК «Татнефть-Нефтехим», «Оборонэнерго», а также основатель «Яндекса» Аркадий Волож, глава Роскомнадзора Андрей Липов и владелец «Независимой нефтегазовой компании» Эдуард Худайнатов. Кроме того, шестым пакетом санкций устанавливается запрет для компаний из стран ЕС на предоставление российским компаниям комплекса бизнес-услуг, включающего, бухгалтерские, консультационные, пиар-услуги, а также предоставление облачных сервисов.

Что значит введение блокирующих санкций ЕС в отношении НРД для клиентов и рынка?

Введение санкций в отношении НРД фактически узаконит сложившееся положения дел: Euroclear, Clearstream перестали осуществлять расчеты с НРД и фактически заморозили его активы, пояснил Frank Media главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «Платежи по ценным бумагам не проходят ни в сторону НРД, ни от НРД за рубеж. Решение о разрыве «моста» между НРД и Euroclear изначально было волюнтаристским, потом Euroclear заявлял, что ждет разъяснений от госорганов. Теперь разъяснение есть: никаких операций с НРД быть не может, «мост» восстановить нельзя и судиться с Euroclear по этому вопросу тоже нельзя. Тогда как раньше у нас полагали, что Euroclear действовал незаконно, а потому можно в судебном порядке заставить его возобновить расчеты. Для российских клиентов ничего не изменится: их иностранные активы в НРД уже были заблокированы. Российские эмитенты уже не проводили платежи через НРД за границу», — отметил он. По мнению эксперта, смена центрального депозитария в России с НРД на иной не имеет смысла, так как активы уже заморожены на корсчетах НРД, а перевести в другой депозитарий их будет нельзя. К тому же новый депозитарий можно быстро добавить в тот же «черный список», считает он.

Отвечая на вопрос, повлияет ли введение санкций в отношении НРД на возможность выплат по суверенным евробондам РФ, Антон Прокудин пояснил, что выплаты по суверенным евробондам были заблокированы уже давно. «Средства для их выплаты за рубеж можно отправлять в обход НРД (но сейчас в валюте не дадут по ним заплатить). А рубли в НРД можно перечислить внутри России», — сказал он.

Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко согласен, что локальные инвесторы из-за введения санкций в отношении НРД ничего не потеряют — держатели бумаг российских эмитентов продолжат получать деньги в НРД. «Неясна пока судьба иностранных ETF: чтобы совершать операции, они должны будут получить разрешение у европейского регулятора. Импортеры газа, вероятно, смогут работать со структурами «Московской биржи» аналогично взаимодействию с Газпромбанком. Уже заблокированные бумаги, очевидно, останутся таковыми до момента снятия санкций. Другие бумаги российских эмитентов нельзя теперь будет вывести в другие депозитарии, которые опасаются вторичных санкций», — считает он.

Представитель «Открытие Инвестиции» отвечая на вопрос, когда теперь станут доступны заблокированные из-за санкций акции, ответил, что в силу того, что под НРД огромное количество клиентов, которые никакого отношения к санкциям не имеют, есть определенная надежда, что можно будет попробовать пойти по пути индивидуальных разрешений (лицензий). «Но, во-первых, это очень долгий процесс (причем речь идет не о месяцах, а скорее о годе и больше), это потребует затрат на иностранных юристов, а также невозможно спрогнозировать решение регулятора, так как по подобным случаям пока просто нет прецедентов», — заявил он.

 В «Открытие Инвестиции» рассчитывают, что Госдума, Минфин и Банк России совместно доработают решение, которое позволит в текущих условиях расконвертировать расписки, зависшие в цепочке НРД — Euroclear. «Очевидно, что единственный путь – законодательное решение, которое позволит фактически кардинально изменить процедуру расконвертации для случаев недружественного поведения вышестоящего депозитария. Без такого решения расконвертация расписок фактически будет невозможна, если расписки в НРД. И если кто-то говорит обратное, то он фактически просто будет замещать расписки под НРД расписками из других цепочек, что вызывает очень серьезные сомнения с точки зрения добросовестности», — рассказали в пресс-службе компании.

 Что же касается получения купонов по еврооблигациям, то в текущих условиях единственным выходом может быть принятие централизованного решения, например, о принудительной смене платежных агентов по еврооблигациям с иностранных банков на НРД (как вариант для обсуждения – назначение еще одного платежного агента в лице НРД для выплат в России), говорят в «Открытие Инвестиции». «Понятно, что это будет противоречить праву, в рамках которого выпущена еврооблигация, но в текущей ситуации это может оказаться единственным шансом обеспечить выплаты российским владельцам бумаг. То есть эмитент должен будет перечислять платежи по выпущенным облигациям не за рубеж, а в НРД», — поясняют в компании. НРД, в свою очередь, будет из полученных денег проводить выплаты держателям внутри НРД. При одном платежном агенте в виде НРД оставшиеся деньги будут учитываться на специальных счетах и иностранные держатели еврооблигаций смогут их получить после снятия ограничений, наложенных на НРД. Если же реализовывать концепцию принудительного назначения второго платежного агента, то иностранные держатели еврооблигаций смогут получить доходы по бумагам от своего платежного агента.

«Указ Президента разрешил платить в рублях, но, как мы видим, многие эмитенты крайне серьезно относятся к риску признания наличия дефолта с их стороны, если они будут по своим обязательствам платить в рублях в РФ. Поэтому многие все равно отправляли иностранную валюту за пределы России, тем самым дискриминируя российских держателей еврооблигаций, которые эти выплаты не получали. До включения НРД в санкционный список был определенная надежда, что можно будет все же получить соответствующие выплаты в обозримом будущем. Сейчас такая надежда развеялась. Поэтому, на наш взгляд, критично, чтобы все без исключения эмитенты уже не просто имели право, а были обязаны по своим еврооблигациям выплачивать доходы в рублях на территории России», — отметили в компании.