ЦБ может продолжить делать послабления для финансового сектора, заявил первый заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. «Мы (с конца февраля. – FM) стали допускать послабления для финансового сектора в контексте пруденциальных требований и по капиталу, и по резервам, и по раскрытию информации. И, с моей точки зрения, этот период не закончился», — заявил топ-менеджер регулятора.

По его мысли, возможны «какие-то дополнительные подвижки и в контексте расчета риск-взвешенных активов, и в контексте риска концентрации». Например, «классические нормативы Н6 и им сопутствующие» в ряде случаев препятствуют финансированию определенных проектов или «иных сделок». «Я думаю, что здесь находится самый ближний потенциал (для смягчения требований к банкам. – FM)», — заявил Владимир Чистюхин.

Впрочем, по словам топ-менеджера Банка России, период послаблений должен когда-нибудь закончиться, но возвращение к прежним нормам может быть не полным. «Уже сегодня надо серьезно подумать, с какой скоростью мы будем возвращаться (к прежним нормам регулирования. FM) и возвращаться ли до тех границ, которые существовали», — отметил он. При этом, по его словам, в ЦБ понимают, что возврат к прежним нормам «не может быть слишком быстрым». «Еще раз повторюсь, стоит вопрос, точно ли мы находились на том уровне консервативности, который показан нам в будущем», — подчеркнул Владимир Чистюхин.

Отвечая на вопрос о возможности докапитализации банков, он отметил, что хотя банковская система и «показала высокий уровень устойчивости», но «все-таки понесла потери». «И если мы хотим, чтобы ее потенциал, потенциал банковского кредитования, предоставления других видов финансовых услуг работал в серьезном режиме на крейсерском уровне, наверное, надо будет принимать решения относительного определенного вливания капитала», — заявил топ-менеджер ЦБ, добавив, что сейчас «об объемах (докапитализации. – FM) говорить сложно».

При этом, по его словам, эти вливания в капитал будут, в частности, зависеть от объема замороженных активов банков за рубежом. Если эти активы списывать, то «тогда точно капитализация бОльшая показана», если же считать, что «эти активы не пропали полностью», то «тогда нужно создавать какие-то производные инструменты, которые позволяют с этими активами как-то опрерировать и передавать их от одного субъекта к другому». Третий вариант решения проблемы замороженных активов – переговоры и урегулирование с западными странами и взаимозачет активов. «В зависимости, в том числе, от решения по замороженным активам будет дополнительно решаться уровень докапитализации, в том числе кредитных организаций», — подчеркнул Владимир Чистюхин.

Алина Разумова для Frank Media