Объем иностранных ценных бумаг резидентов, которые были заблокированы в Национальном расчетном депозитарии (НРД) из-за санкций, оценивается в эквиваленте 6 трлн рублей, заявил журналистам первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин в кулуарах ПМЭФ, передает корреспондент Frank Media.

Депозитарный мост между НРД и европейской инфраструктурой был «разрушен» ещё в марте, когда большинство платежей и выплат не проходило, либо тщательно оценивалось комплаенс-службами на предмет санкций. В начале июня Евросоюз, а потом и Швейцария ввели санкции в отношении НРД, что предполагает заморозку активов на территории этих стран, а также запрет для резидентов на совершение операций. 

ЦБ планирует сделать оценку всех замороженных активов из-за санкций по итогам первого полугодия, заявил Чистюхин. «Потому что по этим активам идёт постоянная работа: что-то попадает в заморозку, что-то оттуда выходит. Это обмен активами — например, какие-то активы, которые находятся за рубежом, переходят в иностранные депозитарии, и наоборот», — пояснил он. То есть совершается взаимозачёт замороженных активов в иностранной и российской инфраструктуре. К тому же по ряду активов успешно завершаются комплаенс процедуры и российские компании, которые являются клиентами банков, получают либо деньги, либо ценные бумаги, добавил он.

На сегодня уже понятна цифра по общему объёму замороженных в НРД иностранных ценных бумаг — это 6 трлн в рублевом эквиваленте. 

Сейчас ЦБ вместе с участниками финансового рынка обсуждает, что можно сделать с этими активами. По словам Чистюхина, есть два пути. Первый — это «заставить» инвесторов самостоятельно обращаться в суды, чтобы попытаться оспорить эти ограничения. «Это сложный путь», — отмечает первый зампред регулятора. 

«Мне больше нравится идея консолидации этих бумаг в рамках какого-то фонда», — отметил он. Потом эти активы мог бы купить один крупный игрок, который не связан с государством и не находится под санкциями, и «попытаться что-то сделать» с этими инструментами. Второй вариант — дать возможность всем инвесторам, особенно частным и неквалифицированным, продать свои активы в этот фонд, то есть полностью выйти из них. «Как вариант, обсуждается выпуск производных инструментов по этим активам, чтобы покупатели могли все продать, а приобретали бы их квалифицированные инвесторы», — сказал Владимир Чистюхин.