Министерство финансов предлагает восстановить принципы бюджетного правила, которые могут быть модифицированы с тем, чтобы через участие Минфина на валютном рынке влиять на курс рубля, заявил руководитель ведомства Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Минфин раньше в рамках бюджетного правила сверхдоходы от нефти и газа складывал в иностранную валюту, в ФНБ и так далее. Сейчас иностранная валюта токсична, но мы готовы это делать, чтобы влиять на курс в валютах дружественных стран», — заявил Антон Силуанов. По его словам, для этого нужно участие правительства на валютном рынке, а для этого, в свою очередь «нужно восстановить принципы бюджетного правила, пусть и модифицированные». «Тогда через валюты дружественных стран, через кросс-курсы с долларом и евро можно будет регулировать и стоимость евро и доллара к рублю», — отметил он. «По курсу (рубля. — FM) основной вопрос, на наш взгляд, восстановление тех покупок валюты, которое правительство осуществляло в рамках бюджетного правила», — подчеркнул министр.

«Сняли все (валютные. – FM) ограничения – влияния на курс (рубля. – FM) нет. Стимулируем импорт – импорт не идет… Теперь остается только следующее: остаётся только участвовать на рынке либо ЦБ, либо Минфину. Центробанк говорит следующее: для меня принцип свободного курса незыблемый; курс определяется на рынке и я (регулятор. – FM) не буду вмешиваться. Этот принцип ЦБ имеет место быть и право на существование», — описал ситуацию Антон Силуанов. Таким образом, по его словам, участвовать на валютном рынке может только Минфин в рамках модифицированного бюджетного правила.

«Этот вопрос будем обсуждать с экономическим блоком правительства. ЦБ согласен. Минфин согласен. Остается убедить и доказать нашим остальным коллегам, что бюджетное правило важно не с точки зрения сбережения, но и с точки зрения влияния на курс», — заявил министр, подчеркнув, что окончательного решения по этому поводу в рамках экономического блока правительства пока не принято.

Минэк против

«Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и, соответственно, с этими деньгами выходим на валютный рынок», — резюмировал позицию Минфина министр экономического развития Максим Решетников. Но, по его словам, в этой конструкции нет решения вопроса чрезмерного укрепления рубля. «Потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы – в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, – с тем, чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс», — объяснил он свою позицию. « Мы в рамках той конструкции, которую сейчас коллеги предлагают, боюсь, скорее, ухудшим ситуацию, потому что в условиях недостатка спроса сокращение бюджетных расходов еще более негативно повлияет на экономику», — подчеркнул министр.

ЦБ за

«Какие механизмы могут быть управлением курсом?» — задалась вопросом председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Во-первых, по ее словам, это «накопление резервов», а во-вторых, валютные ограничения. «Туда-сюда двигать валютные ограничения. Я не думаю, что бизнес от этого будет счастлив», — отметила они. Поэтому, по ее словам, ЦБ солидаризируется с мнением Минфина о том, что бюджетное правило надо возвращать. «Один из инструментов, который стабилизирует реальный эффективный курс, — это бюджетное правило. Многим бюджетное правило не нравится, потому что это сокращение бюджетных расходов, нельзя сразу конъюнктурные доходы потратить и т.д. Но реально это стабилизатор реального эффективного курса», — заявила Эльвира Набиуллина. Но, как отметила глава регулятора, остается вопрос в каких валютах копить. «Вы понимаете, что мы не можем копить резервы в твердых валютах — они сразу попадают под арест, а у нерезервных валют есть капитальные ограничения и т.д.», — отметила председатель Банка России. Что касается золота как средства накопления, следует помнить о высокой волатильности его цены, добавила она.

Что говорят аналитики?

«В конце июня курс рубля продолжает стремительное укрепление. Такой необычной динамики рубля еще никогда не было в современной российской истории. Уникальность этой ситуации состоит в сочетании сразу нескольких важных факторов: меры по контролю за движением капитала, введенные ЦБ, сильное положительное сальдо торгового и платежного баланса России, отсутствие работающего бюджетного правила, проблемы с валютными платежами российских банков и введение комиссий и отрицательных ставок по валютным счетам», — говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Кроме того, никуда не исчез налоговый фактор: налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц, напоминает аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.

Александр Потавин:

По совокупности всех вышеназванных факторов курс рубля к другим валютам во многом является «вещью в себе». На то есть целый ряд причин. Во-первых, инвестировать средства в долларах или евро сейчас стало практически невозможно в силу запретов, санкций и различных ограничений, как внутри России, так и введенных из-за рубежа. Во-вторых, в предыдущие годы летом россияне активно покупали валюту для массовых поездок на отдых в Европу. Сейчас они такой возможности лишились. В-третьих, некоторые крупные российские банки в последнее время начали вводить комиссии или отрицательные ставки по счетам в иностранной валюте. Поэтому простым обывателям ничего не остается, как конвертировать валюту в рубли, теряя деньги на разнице курса. Кстати, вывод иностранной валюты из российских банков сейчас также весьма проблематичен. Куда-то спрятать валюту в России стало очень сложно. И, наконец, когда цена на какой-то актив активно падает, он становится не интересен для покупки. А спекулянты даже играют при этом на понижение. Сейчас именно такая ситуация. Курс доллара и евро падают 14 недель из 16 последних – в такой ситуации спрос на валюту весьма низкий. Поскольку фундаментальных предпосылок к изменению ситуации в российской экономике не прослеживается, курс доллара теоретически может опуститься к отметке 45 руб. Но ближайшая возможная цель снижения стоимости американской валюты – отметка 48,8 руб. – ранее здесь был ценовой минимум 2015 года.

Александр Джиоев:

На наш взгляд, при сохранение текущих параметров на валютном рынке рубль и дальше будет укрепляться. На данный момент оценить влияние каких-либо административных мер весьма затруднительно по причине отсутствия четкого понимания этих мер, поэтому прогнозировать какие-то конкретные уровни в столь неопределенной ситуации затруднительно. Единственно, что сейчас понятно – валютный рынок все еще разбалансирован.

Другого мнения придерживается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер:

Во втором полугодии есть предпосылки коррекции парадигмы последних месяцев. Экспорт может замедлиться на фоне санкций и торможения ралли товарных рынков из-за подъема ставок глобальными ЦБ, а импорт способен несколько восстановиться за счет Китая, который снял основные ограничения пандемии и может наращивать производство и экспорт в Россию, а для этого и понадобится валюта. Также нельзя исключать и перезапуск бюджетного правила, только в резервы будет покупаться валюта дружественных стран, в первую очередь юань. Дополнительным фактором замедления прыти рубля со временем выступит и монетарный курс ЦБ. Мягкость регулятора априори играет против нацвалюты, ключевая ставка уже 9,5% и это не предел. Просто сейчас данный фактор затмевают экспортно-импортные ограничения.