Фото: Екатерина Невская

Унификация сбережений

ЦБ предлагает «создать единый механизм налоговых льгот для долгосрочных инвестиций, распространив его на все финансовые продукты», имеющие долгосрочный характер, в том числе и на банковские вклады, сказано в консультационном докладе Банка России «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях».

Кроме того, регулятор хочет проработать создание таких финансовых продуктов, которые бы дополнили продукты негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это могут быть специальные длинные облигации федерального займа (ОФЗ) с доходностью, привязанной к инфляции, специальные долгосрочные банковские вклады, специальные паевые инвестиционные фонды (ПИФ), безотзывные сберегательные / депозитные сертификаты, перечисляется в докладе Банка России.

Ранее среди таких долгосрочных инструментов назывались и брокерские счета – концепция, получившая название ИИС третьего типа (ИИС-3). Сейчас же в приведенном списке ЦБ такой инструмент не упоминается.

По перечисленным продуктам, как считает ЦБ, могут быть установлены единые требования. Они могут включать в себя, например, обеспечение безубыточности взносов на определенном горизонте, обеспечение возможности приобретения пенсионного аннуитета при наступлении пенсионного возраста. Также всех этих продуктов предлагается унифицировать налоговые льготы.

О том, что Минфин решил ввести единый налоговый вычет для долгосрочных продуктов, рассказывал в мае директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков. Его основа лежит в возможности получения налогового вычета как на входе с максимальной вложенной суммы в 400 тыс. рублей в год (то есть до 52 тыс. рублей), так и на выходе – в виде освобождения от НДФЛ по полученной по инструменту прибыли. В июле он же говорил журналистам, что все долгосрочные продукты могут получить, помимо единой системы льгот, и единую систему защиты: на них предполагается расширить систему гарантирования (например, сейчас рассматривается законопроект о введении системы гарантирования для добровольных пенсий, НПО).

«Полагаем, что одна из задач финансового рынка – предложить гражданам максимально широкие возможности для формирования таких сбережений как на базе пенсионных продуктов НПФ, так и путем создания линейки дополнительных финансовых продуктов», — говорит представитель ЦБ, отмечая, что «у части граждан есть потребность в понятных и надежных инструментах формирования долгосрочных сбережений».

НПФ станут долгосрочными «драйверами»

Иван Чебесков также в июле утверждал, что видит НПФ в качестве «драйвера» долгосрочных сбережений для граждан. ЦБ также готов давать гражданам больше стимулов для сбережений именно через частные пенсионные фонды, помимо налоговых льгот, он предлагает ввести «софинансирование добровольных пенсионных взносов граждан» и предоставить им «дополнительную возможность распоряжаться своими пенсионными накоплениями».

Под дополнительной возможностью распоряжения пенсионными накоплениями (средствами, сформированными в системе обязательного пенсионного страхования, ОПС) понимается возможность трансформации их в пенсионные резервы в рамках стандартной схемы негосударственного пенсионного обеспечения. Как в мае рассказывала начальник отдела регулирования НПФ Минфина Наталия Каменская, законопроекты о софинансировании и переводе средств из ОПС в НПО планируется принять в одном пакете.

Тем не менее ЦБ в докладе отмечает, что продукты добровольных пенсионных сбережений «пока не пользуются популярностью и не получили широкого распространения», по мнению регулятора, это может быть связано «с пока еще не сформировавшимся доверием» к системе НПО, а также «невысокой доходностью», показываемой НПФ. «Многие НПФ показывают сравнительно невысокую среднюю доходность, которая сопоставима или ниже доходности ОФЗ на среднесрочном и долгосрочном горизонте», — говорится в докладе.

Как ЦБ хочет нарастить доходность для граждан?

Во-первых, регулятор предлагает рассмотреть вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ, отменив ряд требований к структуре и составу инвестпортфелей фондов. Впрочем, регулятор оговаривается, что не будет трогать концентрационные лимиты, а также лимит рисковых вложений (сейчас – 7%). Правда, последний может быть расширен. Контроль за инвестициями будет осуществляться посредством механизма стресс-тестирования и фидуциарной ответственности частных фондов.

«Введение фидуциарной ответственности НПФ и их стресс-тестирования в последние годы, а также накопление успешного опыта применения данных инструментов НПФ, позволяет контролировать инвестиционные риски НПФ и рассмотреть возможность отмены части инвестиционных лимитов НПФ», — говорит представитель Банка России. Впрочем, по его словам, регулятор при отмене части инвестиционных лимитов «проведет дополнительный анализ достаточности применяемых моделей стресс-тестирования для контроля инвестиционных рисков НПФ, влияние которых ограничивали отменяемые лимиты».

«При необходимости отдельные требования к стресс-тестированию НПФ будут модернизироваться одновременно с отказом от отдельных инвестиционных лимитов. Этот процесс будет происходить постепенно во избежание избыточного давления на капитал НПФ. При этом не ожидается, что отказ от части инвестиционных лимитов потребует развития требований к фидуциарной ответственности НПФ», — отмечают в ЦБ. Помимо повышения доходности, регулятор надеется с помощью этой меры «увеличить прямые долгосрочные инвестиций НПФ в проекты, способствующие трансформации российской экономики», и ускорить темпы экономического роста.

Во-вторых, ЦБ считает нужным, проанализировать изменение системы вознаграждения НПФ по НПО и ОПС. По мнению регулятора ее можно настроить следующим образом: постоянная часть (management fee, MF) будет «преимущественно» покрывать постоянные издержки фондов, за счет переменной части (success fee, SF) будет формироваться доход самого НПФ. При этом SF, по мысли ЦБ, должно взиматься с инвестдохода по средствам клиентов, превышающего «определенный бенчмарк (например, инфляцию)».

По мнению регулятора, это «позволит дополнительно стимулировать» фонды увеличивать доходность для выбравших их граждан. Ведь «при реализации концепции размер вознаграждения НПФ будет в большей степени зависеть от успешности инвестиционной деятельности НПФ: если доходность клиентов НПФ превышает бенчмарк, то НПФ получит возможность взимать вознаграждение в большем объеме, если не превышает – НПФ будет обязан снизить величину получаемого им вознаграждения», объясняет представитель регулятора.

«Введение постоянной части вознаграждения в НПО является частью данного предложения. При этом конкретные параметры предлагаемой системы вознаграждения будут определены на основе количественного анализа при подготовке соответствующей концепции, а также анализа опыта применения management fee в рамках системы ОПС», — указывает он.