Росфинмониторинг вместе с правоохранительными, надзорными и контрольными органами ликвидировал 19 теневых площадок, которые использовались для незаконных финансовых операций и отмывания денежных средств, следует из отчета ведомства за 2021 год. Объем проведенных через такие площадки операций составил 30 млрд рублей. В 2020 году была прекращена деятельность только 8 площадок. 

Теневые площадки называются ландроматами или «прачечными», с помощью них предоставляются услуги по незаконному получению наличности и нелегальных трансграничных операций с денежными средствами в обход госконтроля. 

Ликвидация 19 «прачечных» привела к возбуждению 62 уголовных дел. По итогам 2021 года было выявлено около 4 тысяч организаций и физических лиц, которые участвовали в отмывании денег и почти 3 тысячи технических участников — в частности, фирм-однодневок, через которые проводились денежные платежи. Некоторые из ликвидированных ландроматов оказывали услуги по проведению транзакций за рубеж. 

Для отмывания наличности и международных незаконных платежей на теневых площадках, как сообщил Росфинмониторинг, используются финансовые инструменты, корпоративные банковские карты, покупка наличных, а также векселя и фиктивные торговые контракты. Особенно часто теневые площадки применяются при «сером» импорте и схемах с налоговыми нарушениями.

При повышении количества ликвидированных «прачечных» в то же время снизилось количество подозрительных операций в банковском секторе за 2021 год — на 20%, кроме того, за отчетный период вывод средств за рубеж достиг 43 млрд рублей, а обналичивание — 62 млрд рублей. 

Эксперты, опрошенные изданием, предполагают, что по итогам 2022 года из-за санкций против России и поиска российским бизнесом путей сотрудничества с иностранными партнерами появятся новые схемы отмывания денег, в том числе через вывод средств с помощью криптовалют и перевод денег под видом импортно-экспортных транзакций.

Центробанк выявил более двух тысяч (почти 2,3 тысячи) финансовых пирамид, нелегальных кредиторов и форекс-дилеров за первые шесть месяцев 2022 года, что в три раза превышает показатели за тот же период 2021 года. Регулятор связывает такой стремительный рост с введением антироссийских санкций, которые изменили условия функционирования легальных финансовых организаций.