Бывший мажоритарный акционер Бинбанка и владелец Рост-банка Микаил Шишханов перестал находиться среди подозреваемых по делу этих кредитных организаций. Если ранее следователи собирались проверить его на причастность к растрате, то теперь вместо него появились некие неустановленные лица, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к следствию.

Топ-менеджерам Рост-банка и Бинбанка Кириллу Любенцову и Александру Лукину было предъявлено обвинение в растрате средств кредитных организаций в особо крупном размере. Тем не менее, объем совершенных ими преступных действий значительно сократился, отмечает издание. Если первоначально следствие считало Кирилла Любенцова и Александра Лукина участниками криминальной схемы, по которой с декабря 2014 года по сентябрь 2017 года «путем совершения ряда экономически нецелесообразных сделок» при санации Рост-банка Бинбанком, то теперь им инкриминируется лишь один эпизод, связанный с компанией Stratola Investments.

По версии следователей, компания, подконтрольная топ-менеджерам, с их же помощью получила в Рост-банке кредит в $40 млн (или 2,6 млрд рублей), который, очевидно, не вернула, а затем еще и получила от него облигации компаний «Финстандарт», «Вейл Финанс» и «Финстоун» стоимостью более 8,1 млрд руб. Деньги и ценные бумаги затем были переведены на другие юрлица и оказались у обвиняемых.

При этом, как пишет «Коммерсант со ссылкой на материалы дела, топ-менеджеры банков распорядились средствами «по своему усмотрению», причинив Рост-банку ущерб не на предполагаемые 10,7 млрд рублей, а «на общую сумму свыше 1 млн рублей».

Кирилл Любенцов и Александр Лукин не признали свою вину, они попросили дать время для консультаций с адвокатами. При этом бывшие топ-менеджеры отметили изменения в деле и сложности, возникшие с пониманием тех действий, которые следствие инкриминирует им в качестве преступных.

В декабре 2014 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) по решению совета директоров ЦБ отдало на санацию пять банков группы «Рост» (среди них крупнейший Рост-банк) Бинбанку Микаила Шишханова. Для оздоровления кредитных организаций АСВ выделило средства на общую сумму 35,9 млрд рублей. Через год сам банки выкупил у Бинбанка 100% акций Рост-банка на себя. А в январе АСВ, Бинбанк, Микаил Шишханов и Рост-банк подписали новое генеральное соглашение, определяющее порядок и условия взаимодействия сторон при выполнении обновленного плана участия.

Однако в сентябре 2017 года Бинбанк и Рост-банк по просьбе Микаила Шишханова сами попали под санацию ЦБ через механизм Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). После Рост-банк был присоединен к банку непрофильных активов (БНА) «Траст», а Бинбанк к банку «ФК Открытию» (оба принадлежат регулятору). В 2019 и 2020 годах промышленно-финансовая группа (ПФГ) «Сафмар» бывшего миноритарного собственника Бинбанка и дяди Микаила Шишханова Михаила Гуцериева подписала мировое соглашение в том числе об урегулировании претензий ФКБС и ЦБ в отношении операций Бинбанка и Рост банка, совершенных до момента санации кредитных учреждений силами регулятора.