Московская биржа допустит клиентов-нерезидентов из «дружественных» стран к совершению операций на рынке акций, и, кроме того, доступ получат и «нерезы», подконтрольные российским юридическим и физическим лицам, следует из пресс-релиза торговой площадки. Также эти клиенты смогут заключать сделки репо и репо с центральными контрагентами с акциями и облигациями.

Однако из списка ценных бумаг, с которыми могут совершать сделки «нерезиденты», подконтрольные российским лицам, исключены акции стартегических и ряда иных предприятий.

Мосбиржа допустила с 15 августа к торгам облигациями нерезидентов из «дружественных» стран, а также нерезидентов, конечными бенефициарами которых являются российские юридические или физические лица. На данный момент торговая площадка также дорабатывает механизм торгов для «недружественных» нерезидентов на рынке акций. На первом этапе такие инвесторы смогут торговать только в режиме переговорных сделок (РПС), а не в отдельном стакане. Причем клиринг у таких участников торгов тоже будет своим.

Как допуск «дружественных» нерезидентов к рынку акций повлияет на Мосбиржу, объем торгов и количество инвесторов?

  • Виктор Тунёв, главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции»

«Дружественных» нерезидентов может хватить на несколько дневных оборотов торгов на Мосбирже. И если все они одномоментно получат доступ к торгам, рынок может просесть. Мы уже видим это на сегодняшних торгах. Инвесторы продают, ожидая негативной динамики. С другой стороны, может оказаться, что нерезидентов, получивших доступ к торгам и желающих продавать по текущим ценам, мало. Либо немногие из них смогли собрать документы для брокеров, чтобы получить доступ к торгам. Кроме того, в решении Мосбиржи есть сноска, что допуск к операциям с акциями не относится к ряду стратегических и иных предприятий. Мне пока неясно, смогут ли торговать нерезиденты акциями Газпрома, Сбера и других крупных компаний.

  • Дмитрий Леснов, руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам»

На долю клиентов из дружественных стран приходится более половины количества клиентов в общем количестве нерезидентов. Многие клиенты ожидаемо воспользуются возможностью и выйдут из активов российского рынка. Мы думаем, что в первые несколько дней будет повышенная волатильность на рынке акций Мосбиржи из-за этого решения.

  • Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global

Не ожидаем заметного изменения объема. Во-первых, ряд бумаг будет недоступен таким инвесторам. Во-вторых, нерезиденты из «дружественных» стран уже допущены к облигациям, ничего экстраординарного не происходило. Биржа уже планировала допустить их и к акциям, в последний момент это решение было отложено. Реакция рынка негативная, но это связано с тем, что техническая коррекция назрела, а также с новостями (отказ от дивидендов «Полюса»). Ни ажиотажа, ни распродаж ждать не стоит. Интерес к бумагам у нерезидентов все еще относительно низкий, носит преимущественно спекулятивный характер. Новость, на мой взгляд, в целом хорошая, но пройдет много времени, пока инвесторы из «дружественных» стран освоятся на российском рынке.

  • Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций»

Доля нерезидентов из «дружественных» стран ранее составляла не более 2% ежедневного оборота на рынках торговой площадки. То есть объемы акций, даже если все нерезиденты захотят продать свои бумаги относительно небольшой. Кроме того, маловероятно, что держатели бумаг начнут массовые продажи. Ограничения на вывод средств из РФ продолжают действовать на уровне $1 млн в месяц, то есть для крупных акционеров продавать все и сразу нет смысла. Что касается нерезидентов, связанных с «недружественными» государствами и находящихся под контролем российских юридических или физических лиц, то величину их навеса определить достаточно сложно. Нельзя исключать, что после 12 августа будет наблюдаться некоторый навес продавцов, однако он должен быть непродолжительным из-за небольших объемов. Вероятно, реакция в бумагах будет неоднородной. Также напомню, что после возврата «дружественных» нерезидентов на срочный рынок и рынок облигаций существенного давления в этих инструментах вообще не наблюдалось.