Центр стратегических разработок (ЦСР) предложил ввести отдельное регулирование невзаимозаменяемых токенов (NFT) и лиц, которые обеспечивают синхронность и непротиворечивость перехода токенизированных вещных прав и записей об их учете в блокчейне, сообщают «Ведомости». О такой инициативе говорится в  докладе центра «Виртуальные активы: NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх и метавселенных». ЦСР рекомендовал создать отдельную регуляторику для NFT в силу отсутствия в российском законодательстве четкого определения и правовых режимов. В докладе также рассматривается правовое регулирование в отношении виртуальных предметов в компьютерных играх и метавселенных модели play-to-earn.

В ЦБ данный документ центра не поступал, но, как рассказал газете представитель регулятора,  вопросы регулирования отдельных видов NFT могут быть решены в рамках закона об инвестиционных платформах и будут прорабатываться с финансовыми участниками в ближайшее время.

NFT — это невзаимозаменяемые токены, которые являются уникальными, их нельзя подделать, разделить или незаметно заменить. В докладе ЦСР говорится, что NFT – это криптоактивы, которые могут быть любым уникальным объектом гражданских прав – от отдельных прав требований до вещей и правовой позиции (в смысле принадлежности правового титула) в отношении цифровых арт-объектов.

Проблемы с NFT наблюдаются на нескольких уровнях:

  • Контуры понятия NFT

Как отмечается в докладе, они до сих пор не очевидны. Сейчас распространены некорректные правовые квалификации криптоактива: NFT можно приравнять к криптовалютам, к цифровым активам, к иному имуществу, к относительным имущественным правам, к цифровым правам, к интеллектуальной собственности, к объектам для инвестиций и прочему. Как отмечается в докладе ЦСР, эти определения полностью не описывают NFT и ограничивают их.

Игнорирование разных видов NFT может привести к некорректной практике. Поэтому на первом этапе нужно поменять статью о цифровых правах Гражданского кодекса (ГК) и указать там, что понятие цифровых прав может охватывать токены, которые не предусмотрены в законе.

  • Практическое правоприменение

К NFT могут применяться как законы о ЦФА и инвестиционных платформах при размещении долей в правовом титуле на токенизированный невзаимозаменяемый объект среди множества лиц, так и законы о паевых инвестиционных фондах, если речь идет о коллективном инвестировании в NFT. Поэтому, как отмечают в ЦСР, даже если применять действующее законодательство, многие все равно с ним не согласятся, пока положения не будет прописаны в законе.

  • Налогообложение

Если NFT будет определяться в соответствии с ГК как «иное» имущество, то для Налогового кодекса токены будут признаваться имуществом и, соответственно, товарами, поэтому они не будут облагаться налогом при покупке и майнинге. Однако NFT могут подлежать налогообложению НДС без введения специальных положений в Налоговый кодекс.

Для отдельного регулирования токенизированных вещных прав ЦСР предлагает в качестве одного из вариантов введение агента, функционально подобного эскроу-агенту. Такой агент может следить за сохранностью токенизированных вещей и по итогу обеспечивать синхронизацию внесения изменений в блокчейне с переходом вещных прав.

Ранее в июле Минэкономразвития, как сообщал «Коммерсантъ», в рамках разработки регулирования рынка NFT предлагало внести изменения в ГК и закон «О цифровых финансовых активах». Ведомство предлагало установить правовой статус NFT, прояснить возможность выпуска токена, его регулирование и обращение, защиту приобретателей токенов от повторного выпуска и иные вопросы.