Неотъемлемым условием «постоянного подкрепления доверия к финансовой системе» частного инвестора «является предсказуемость дивидендных политик, в том числе компаний с госучастием, поскольку они формируют в целом восприятие об уровне корпоративного управления и прозрачности», пишет первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин в своей колонке, опубликованной в «РБК Инвестиции» и посвященной развитию российского фондового рынка в новых условиях.

По его мнению, в этом аспекте нужно присмотреться к опыту Ирана, где широкомасштабный набор санкций не стал препятствием для развития локального фондового рынка. Тегеранская фондовая биржа входит в топ-20 в мире, ее капитализация на начало 2021 года была выше $1 трлн, индекс Тегеранской биржи за последние восемь лет с поправкой на инфляцию и рыночный обменный курс вырос в 1,6 раза, перечисляет успехи соседней страны топ-менеджер Сбербанка. Он считает, что одним из факторов такого развития стал, в частности, рост количества мелких частных инвесторов и новых отраслей.

Александр Ведяхин обращает внимание на то, что и в России «после февральских событий и последовавшего ухода нерезидентов с российского фондового рынка» его движущей силой стали локальные частные инвесторы. «Несмотря на падение индекса Мосбиржи более чем на 60%, интерес населения к фондовому рынку не просто не угас, напротив, общее число розничных инвесторов выросло с 18,1 млн в марте до более чем 21 млн в августе. Это уже 28% экономически активного населения, и темпы роста все увеличиваются», — обращает внимание он.

По его мнению, «вызванное санкциями сокращение инструментов для инвестирования, закрытие внешних рынков, ограничение валютных операций и рост общего интереса населения к биржевой торговле создают большое движение денег на фондовый рынок, а это значит, что он будет расти как в терминах стоимости акций, так и в терминах количества эмитентов».

Однако, как полагает топ-менеджер, «опора на частные инвестиции требует постоянного подкрепления доверия к финансовой системе». Помимо предсказуемых дивидендных политик компаний, «важны для розничных инвесторов и долгосрочные фискальные стимулы, такие как налоговые вычеты по ИИС, вычеты за долгосрочное владение ценными бумагами», высокотехнологическое развитие брокерских услуг, а также действия ЦБ по защите интересов инвесторов.

Сбербанк в 2022 году впервые в этом столетии не выплатил дивиденды за предыдущий год. Согласно дивидендной политике до 2023 года кредитная организация планировала направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли. Чистая прибыль по МСФО Сбербанка за 2021 год составила 1,246 трлн рублей. В этом году ЦБ рекомендовал банкам в краткосрочной и среднесрочной перспективе отказаться от выплаты дивидендов акционерам и нефиксированной части оплаты труда (премий и бонусов) топ-менеджерам.