Азербайджанский инвестхолдинг NEQSOL планировал выкупить украинский Альфа-банк у российских акционеров Андрея Косогова, Михаила Фридмана и Петра Авена, однако сделка не состоялась, сообщает Forbes Украина со ссылкой на четырех собеседников. Издание ссылается на одну из сторон переговоров, источники в Нацбанке Украины (НБУ), и нескольких чиновников.

Каковы были условия для заключения сделки 

Национализация «Альфы». Прямая продажа украинских активов «Альфы» холдингу NEQSOL невозможна из-за наложенных на российских бизнесменов — Авена и Фридмана — санкций со стороны ЕС и США. Поэтому первым этапом была бы национализация «Альфа-банка Украина» — инвесторы должны были бы выкупить банк у государства.  

Проверка происхождения средств NEQSOL. Проблемы начались именно на этом этапе, отметили два источника. Подтверждение происхождения средств на выкуп активов — обязательный этап для одобрения банковских сделок M&A со стороны НБУ.

В пресс-службе регулятора Украины заявили, что документы на поглощение украинской «Альфы» НБУ не получал, хотя, по словам источников Forbes, «топы» НБУ знали об интересе инвесторов из Азербайджана. 

Почему сделка не состоялась

«NEQSOL всерьез рассматривался как возможный покупатель «Альфы» в апреле, но в конце концов сторонам объяснили, что это невозможно», — рассказал один из участников переговоров изданию. 

  • Инвесторы не стали начинать оформление сделки из-за потенциальных сложностей с подтверждением источника доходов;
  • Один из топ-менеджеров Альфа-банка также добавил, что на данный момент «нереально даже провести due diligence»;
  • Бывшей «дочке» российского Альфа-банка необходима докапитализация. Без этой процедуры операцию по ее выкупу не одобрит НБУ.

Ранее председатель наблюдательного совета «Альфа-Банка Украина» Роман Шпек в интервью «Интерфакс-Украина» говорил о необходимости докапитализации минимум на $500–600 млн. А Михаил Фридман и его партнеры планировали докапитализировать «Альфу» на $1 млрд. Через несколько недель делегация «Альфы» посетит Брюссель для переговоров с органами Еврокомиссии и советом ЕС насчет разблокировки 1 млрд для докапитализации, говорил Шпек.

Сейчас кредитный портфель банка составляет 70 млрд гривен, а убытки из-за обесценения активов составляют порядка 21 млрд гривен, а капитал банка — 10 млрд. 

В феврале-марте Евросоюз ввел персональные санкции против российских акционеров Альфа-банка Петра Авена и Михаила Фридмана, сам банк также попал под санкции ЕС. После этого НБУ отстранил обоих от управления украинским активом, поставив во главе банка болгарского экономиста Симеона Дянкова.