Обороты торгов на фондовом рынке Московской биржи в сентябре составили 3,1 трлн рублей, что на 21% больше, чем в августе этого же года, свидетельствуют данные торговой площадки. Сентябрьский показатель стал лучшим за все последние месяцы с февраля по обороту торгов на этом рынке. В феврале месячный объем торгов на фондовом рынке составлял 6 трлн рублей.

Лучший результат за семь месяцев показал рынок акций: оборот торгов за сентябрь вырос на 65% и составил почти 1,5 трлн рублей (против февральского показателя в 4,6 трлн рублей). Среднедневной объем торгов составил 66,7 млрд рублей против 38,6 млрд рублей в августе.

Рынок облигаций за месяц (включая и однодневные бонды), наоборот, просел, но ненамного: обороты торгов сократились на 2%, до 1,65 трлн рублей. Без учета однодневных облигаций объем рынка вырос на 5,6%, до 1 трлн рублей. В сентябре на фондовом рынке Московской биржи было размещено 54 облигационных займа на общую сумму 986,1 млрд рублей, включая объем размещения однодневных облигаций на 608,3 млрд рублей.

Совокупный оборот торгов на всех рынках биржи сократился за месяц на 8,5%, до 74,3 трлн рублей. Этот результат остался примерно на уровне объемов торгов мая, июня и июля 2022 года.

В частности, обороты на денежном рынке Мосбиржи в сентябре сократились на 11%, до 46,9 трлн рублей. Объем торгов на валютном рынке уменьшился на 6%, до 19,5 трлн рублей. Срочный рынок также немного сократился: здесь обороты торгов просели за месяц на почти 3%, до 4,7 трлн рублей.

Объем торгов драгоценными металлами (спот и своп) вырос на 6,5%, до 13,1 млрд рублей, в том числе объем торгов золотом – 12,7 млрд рублей (4 тонны), серебром – 0,4 млрд рублей (9,3 тонн).

По сравнению с сентябрем 2021 года совокупный объем торгов на рынках Московской биржи снизился на 16,7%. При этом за восемь месяцев — в январе-сентябре 2022 года — общий объем торгов вырос на 11% по сравнению с аналогичным показателем 2021 года и составил 814,8 трлн рублей.

«Объем торгов в фондовой секции Мосбиржи в сентябре вновь резко вырос вместе с волатильностью на фоне геополитических новостей. В частности, власти РФ сначала объявили референдумы о присоединении к России новых территорий и уже через несколько дней согласовали соответствующие документы. Новость испугала инвесторов, резко усилив риски еще более серьезных санкций на фоне усложнения геополитической ситуации. В связи с этим многие участники рынка поспешно продавали акции и другие рисковые активы, а по итогам месяца весь фондовый рынок так и не смог вернуться к уровням, наблюдавшимся до обвала 20 сентября», — объясняет аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Елена Кожухова.

Общее снижение оборота торгов Мосбиржи в сентябре при этом можно объяснить отсутствием большого числа новых инвестиционный идей и осторожностью инвесторов в отношении валютных инструментов, считает она. В частности, на рынке актуализировались страхи санкций против НКЦ и приостановки торгов долларом и евро, на фоне которых можно было наблюдать уход в рубль как более надежную национальную валюту.

Ещё одна причина роста оборота торгов на фондовом рынке, как говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин — повышенный интерес к акциям Газпрома на фоне ожиданий утверждения собранием акционеров концерна больших дивидендов 30 сентября. «В результате по факту события произошла массовая фиксация прибыли, что также привело к всплеску торговых оборотов в тот день», — говорит он. 

Кроме того, с 12 сентября Московская биржа после полугодового перерыва открыла доступ к торгам для нерезидентов из «дружественных» стран, а также нерезидентов, находящихся под контролем российских юридических или физических лиц. Хотя их доля является небольшой по сравнению с другими иностранными участниками, которым по-прежнему запрещено совершать сделки на российском рынке, все же постепенное появление новых игроков на фоне общего ухудшения настроений могло спровоцировать продажи бумаг, увеличив объем торгов, заметил эксперт. 

«Активность на долговом рынке могла уменьшиться на фоне поданного по итогам сентябрьского заседания ЦБ РФ сигнала о вероятной паузе в дальнейшем снижении ключевой ставки. Доходности облигаций уменьшались (котировки росли) вслед за ожидаемым уровнем процентных ставок в экономике. Теперь этот драйвер подорожания долговых бумаг исчерпал себя», — добавил Дмитрий Бабин. 

«К сожалению, вторая половина сентября выдалась довольно тяжелой для российских инвесторов. Эмоциональные распродажи на фоне объявления частичной мобилизации, референдумов и новых санкций обрушили индекс МосБиржи к уровням июня 2017 года. По итогам месяца падение индекса составило 18,45% и это худющий результат с февраля 2022 года. Разумеется, такой обвал сопровождался повышенным торговым оборотом», — согласен инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин.

По его словам, рост риска санкций в отношении НКЦ, делает доллары и евро токсичными валютами. «Само собой эти риски негативно сказываются на оборотах валютного рынка», — говорит он. Срочный рынок МосБиржи в целом уже утратил свою популярность, уход крупных спекулянтов и хеджеров отрицательно сказался на ликвидности, к тому же новая тарифная модель по всей видимости не добавляет оптимизма участникам торгов, отмечает эксперт.

Главной причиной стал скачок волатильности в конце месяца, говорит заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко. Торговые обороты в «голубых фишках» 20 сентября были рекордными с конца февраля. И в целом за последние дни обороты были в 1,5 — 2 раза выше, чем в первой половине месяца. «Интерес к облигациям меньше. Инвесторы более консервативны. Массовых распродаж, маржин колов не было», — отмечает он.

Объемы торгов долларом и евро — самые ликвидные прежде валютные пары — падает по понятным причинам. Юань пока не полностью их заместил, добавьте эксперт. В целом активность частных инвесторов на валютном и срочном рынках снижалась. «Юань для массового инвестора — пока не очень понятная валюта: как средство сбережения ее использовать не удобно, за границей, куда в основном едут, она тоже не нужна», говорит Георгий Ващенко. Активность маркет-мейкеров и роботов снижается, потому что рынок для них стал менее интересен на фоне снижения ликвидности.