Фото: Unsplash.com

С начала российско-украинского военного конфликта 45 439 граждан РФ открыли счета в банках Грузии. Такие данные приводит грузинская неправительственная организация Институт развития свободы информации (Institute for Development of Freedom of Information, IDFI) со ссылкой на информацию Национального банка Грузии. По состоянию на 31 августа, число открытых россиянами счетов приблизилось к 60 тысячам.

На 31 августа 2022 года россияне завели на счета в банках Грузии сумму в 1,88 млрд лари. Это эквивалентно $671,51 млн. Для сравнения в августе 2021 года россияне хранили в грузинских банках на 1,2 млрд лари меньше.

По информации IDFI, больше всего денег — 53% от общего объема средств — россияне положили на вклады до востребования. Еще 21% средств оказалось на текущих счетах, а 26% на срочных вкладах. В прошлом году граждане РФ предпочитали срочные депозиты. Именно там они хранили 60% своих денег.

В валютной структуре сбережений россиян в грузинских банках превалирует доллар США. В нем номинировано 72% от всего объема россиских денег. Речь идет о сумме в 1,36 млрд лари. В рублях в грузинских банках граждане РФ оставили всего 0,06% средств, или 1,2 млн лари.

Кредиты в Грузии россияне пока берут мало. В марте-августе грузинские банки выдали им в совокупности 482,8 млн лари. Это на 6% меньше, чем в прошлом году.

Российский бизнес в Грузию релоцируется медленно. К концу августа счета в банках Грузии завели лишь 19 российских компаний, отмечает IDFI.

Зато обменные операции с российским рублем в пунктах обмена Грузии заметно выросли, пишет IDFI со ссылкой на регулятора. В частности, во втором квартале 2022 года обменные пункты обменяли на валюту 949,8 млн рублей. Это эквивалентно $16 млн по текущему курсу. В этот же период они выдали 929,4 млн рублей в обмен на валюту. По подсчетам IDFI, объем обменных операций с рублем вырос в три раза по сравнению со вторым кварталом 2021 года.

Приток денег россиян в грузинские банки способствовал краткосрочному увеличению экономического роста и укреплению курса национальной валюты. Однако в долгосрочной перспективе он может нести в себе риски с точки зрения государственной безопасности и требует принятия мер для их снижения, заключает IDFI.