Российский и английский комитеты кредиторов в лице представляющей интересы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) коллегии адвокатов GR legal добились признания банкротом в Швейцарии экс-банкира Анатолия Мотылева, пишет «Коммерсант» со ссылкой на вердикт Окружного суда Цюриха. «Решение о банкротстве, вынесенное за границей (в ноябре 2020 года в Лондоне. — FM) в отношении должника, признается на территории Швейцарской Конфедерации», — говорится в документе.

Таким образом, как уточняет издание, теперь российская сторона получила возможность не только оспаривать совершенные в Швейцарии сделки Анатолия Мотылева, но и переводить их в уголовную плоскость. В частности, часть средств, якобы незаконно выведенных из России, может находиться на счетах в банке Credit Suisse. Раньше попытки кредиторов получить информацию об активах бывшего банкира в этой кредитной организации упирались в банковскую тайну, теперь же, после судебного, решения если они там имеются, то могут быть, как минимум, заморожены.

«В Швейцарии процедура банкротства Анатолия Мотылева была инициирована английским финансовым управляющим в связи с требованием местных законов. Швейцарские доверительные управляющие являются, по сути, банкротным офисом английских управляющих в этой стране, и мы ожидаем, что у них будет практический контроль за их деятельностью», — рассказала газете председатель коллегии адвокатов GR legal Ирина Шоч. По ее словам, далее планируется подать ходатайство о возбуждении уголовного дела, в рамках которого планируется «вернуть выведенные господином Мотылевым из России активы».

Общая сумма требований кредиторов к Анатолию Мотылеву на данный момент составляет 40 млрд рублей. Из них 35 млрд рублей экс-банкир должен «Российскому кредиту», а остальные 5 млрд рублей — другим кредиторам.

Под уголовное преследование бывший финансист попал в декабре 2015 года. Тогда Следственный комитет России (СКР) возбудил в отношении него два уголовных дела по факту особо крупного мошенничества. Основанием стали хищения средств, выявленные в банке «Российский кредит» и М-банке. Всего же под контролем Анатолия Мотылева находились пять разорившихся кредитных организаций и семь негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Лицензии у них всех регулятор отозвал в 2014–2015 годах. Крупнейшим активом финансиста был банк «Российский кредит», долг которого на момент краха составлял более 130 млрд рублей.

Следствие предъявило обвинение банкиру заочно, поскольку он успел уехать в Лондон. В начале ноября 2017 года по ходатайству СКР Басманный суд также заочно арестовал Анатолия Мотылева. По приговору российских судов сейчас сроки от 5,5 до 11 лет отбывают действовавшие по его указанию 11 банкиров и финансистов.

В феврале 2018 года Арбитражный суд Москвы признал Анатолия Мотылева банкротом. Общая сумма неудовлетворенных требований кредиторов к его структурам составила более 217 млрд рублей. Большую часть имущества экс-банкира АСВ пришлось искать в иностранных юрисдикциях. В сентябре 2020 года Высокий суд Лондона заморозил активы Анатолия Мотылева, удовлетворив заявление финансового управляющего российского бизнесмена на основании решения комитета кредиторов. Через несколько месяцев тот же лондонский суд признал господина Мотылева банкротом.