Банк России решил не менять ключевую ставку и оставил ее на уровне 7,5% годовых, следует из релиза ЦБ. До этого решения регулятор уже шесть раз снижал ставку после ее резкого повышения до 20% в конце февраля. Большинство аналитиков ожидали такой паузы в действиях ЦБ, однако, вплоть до сегодняшнего совета директоров Банк России воздерживался от сигналов по дальнейшему возможному шагу. 

В этот раз ЦБ также не стал давать сигнала о возможном дальнейшем снижении или повышении ставки. «Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — лишь отметил регулятор.

Свое решение не менять значение ставки регулятор объяснил тем, что текущие темпы прироста потребительских цен в целом остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции. При этом инфляционные ожидания населения и бизнеса находятся на повышенном уровне и несколько выросли по сравнению с летними месяцами. По оценкам регулятора, частичная мобилизация будет сдерживающим фактором для динамики потребительского спроса и инфляции на горизонте ближайших месяцев. Однако в последующем ее эффекты будут проинфляционными за счет усиления ограничений на стороне предложения.

  • ЦБ об инфляции 

В сентябре инфляция в годовом выражении снизилась до 13,7% со значений августа в 14,3%. И на 21 октября составила 12,9%. Месячный сезонно сглаженный темп прироста цен в сентябре увеличился: это произошло за счет повышения тарифов рынках страхования и мобильной связи. 

Оперативные данные в октябре указывают на сохранение в целом низкого текущего инфляционного давления, отмечает регулятор. Несмотря на происходящее снижение годовой инфляции, инфляционные ожидания населения и бизнеса находятся на повышенном уровне и несколько выросли по сравнению с летними месяцами. Инфляционные ожидания профессиональных аналитиков на среднесрочную перспективу заякорены вблизи 4%.

ЦБ в своем базовом сценарии прогнозирует, что к концу 2022 года годовая инфляция составит 12–13% (ранее он ожидал ее на уровне 11-13%). Уточненный прогноз ЦБ учитывает перенос сроков индексации тарифов ЖКХ с июля 2023 года на декабрь 2022 года. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5–7% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

  • ЦБ об условиях кредитования

Они несколько ужесточились, несмотря на произошедшее в сентябре снижение ключевой ставки. Регулятор связал это с усилением геополитической напряженности: на этом фоне выросли доходности облигаций федерального займа (ОФЗ), приостановилось снижение кредитных ставок, ужесточились неценовые условия банковского кредитования.  Это сказалось на кредитной активности населения — в октябре наметились некоторые признаки ее замедления, в том числе на фоне ужесточения неценовых условий банковского кредитования, особенно в розничном сегменте.

Одновременно, по наблюдениям ЦБ, банки повысили депозитные ставки, реагируя на переток средств населения с банковских вкладов в наличные рубли. Регулятор также отмечает, что население сохраняет высокую склонность к сбережению.

  • ЦБ об экономической активности

Динамика деловой активности в третьем квартале сложилась лучше, чем ожидал регулятор, отмечает ЦБ, ссылаясь на оперативные индикаторы. Все больше компаний подстраивается к работе в условиях внешних ограничений как торговых, так и финансовых. «Этому способствуют постепенная диверсификация поставщиков готовой продукции, сырья и комплектующих, процессы импортозамещения, а также выход на новые рынки сбыта, включая переориентацию на потребителей внутри страны», — говорится в пресс-релизе.

Впрочем, значительная доля российских предприятий по-прежнему испытывает затруднения в производстве и логистике, замечает регулятор со ссылкой на данные опросов. Кроме того, нарастают ограничения на рынке труда, на который оказала влияние частичная мобилизация, объявленная президентом России Владимиром Путиным 21 сентября. «Если на горизонте ближайших месяцев частичная мобилизация может иметь преимущественно дезинфляционное влияние за счет более слабой динамики потребительского спроса, то в последующем ее эффекты будут проинфляционными за счет усиления ограничений на стороне предложения в экономике в целом», — считают в Банке России.

По данным регулятора, в конце третьего квартала деловые и потребительские настроения «несколько ухудшились», что он связывает, с ростом общей неопределенности. В таких условиях произошло замедление потребительской активности, которая продолжает оставаться сдержанной. «В то же время поддержку внутреннему спросу оказывали меры бюджетной политики, в частности возросший спрос со стороны государственного сектора», — говорится в пресс-релизе.

Согласно базовому сценарию регулятору, в этом году произойдет падение ВВП на 3,0–3,5%, в следующем – на 1-4%. При этом, по прогнозу ЦБ, российская экономика перейдет к росту во втором полугодии 2023 года. А в 2024–2025 годах ВВП будет расти на 1,5–2,5% ежегодно.

  • ЦБ об инфляционных рисках

На среднесрочном горизонте по-прежнему преобладают проинфляционные риски, которые несколько выросли с середины сентября. Как считает Банк России, проблемы с поставками оборудования, медленного восполнения запасов готовой продукции, сырья и комплектующих усилят негативные тенденции в динамике импорта. «Реализация растущих рисков глобальной рецессии может дополнительно ослабить внешний спрос на товары российского экспорта и, как следствие, привести к ослаблению рубля». — говорится в сообщении ЦБ.

Также проинфляционные эффекты могут оказаться более выраженными, чем в базовом сценарии, из-за изменения численности рабочей силы и структуры занятости, в том числе на фоне частичной мобилизации, отмечает регулятор. Источником проинфляционных рисков ЦБ по-прежнему считает высокие и незаякоренные инфляционные ожидания, особенно чувствительные к курсовым колебаниям.

Наиболее значимым дезинфляционным риском является сохранение высокой склонности населения к сбережению в условиях возросшей общей неопределенности. Влияние может оказать и более быстрая адаптация экономики, сопровождающаяся, в том числе активным восстановлением импорта. В ближайшие месяцы также более выраженными могут оказаться дезинфляционные эффекты рекордного урожая 2022 года.В ЦБ полагают, что в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году и ее поддержания вблизи 4% в дальнейшем.