Фото: Екатерина Невская

Крупнейших балканский ритейлер Fortenova Group заявил, что ничего не знает о продаже доли в компании, которая принадлежит Сбербанку, а кроме того не понимает как она могла произойти в условиях санкционных ограничений. Текст заявления есть в распоряжении Frank Media.

Вечером 2 ноября Сбербанк кратко сообщил о продаже своей доли 43% акций в компании Fortenova Group. Покупателем госбанк назвал инвестора из ОАЭ по имени Саиф Алькетби. 

Сбербанк уже несколько лет вынуждено входит в состав акционеров ритейлера — он получил свою долю за счет конвертации долга компании в капитал. Госбанк реструктурировал бизнес Fortenova, чтобы продать свою долю зарубежным инвесторам. Однако процесс усложнился в 2022 году после того, как банк попал под санкции ЕС и США. Любая сделка с долей Сбербанка в какой-либо компании требует получения специальной лицензии. 

Из сообщения Fortenova следует, что первый потенциальный покупатель доли Сбербанка, — венгерский Indotek — не смог получить необходимые для сделки согласования. Вторая попытка была у группы пенсионных фондов, в том числе AZ fund, входящего в конгломерат Allianz. Фонды получили разрешение, однако сделка была заблокирована представителями немецкого Allianz, входящими в наблюдательный совет AZ fund, говорится в нем. 

«Насколько известно Fortenova Group, в дальнейшем разрешений на продажу получено не было, и, следовательно, мы не видим, как могла произойти юридически действительная купля-продажа. Компании неизвестно, чтобы проводилась комплексная проверка активов, кроме той, что была сделана пенсионными фондами. В случае, если сделку квалифицируют как попытку обхода санкций, это будет считаться уголовным преступлением, участия в котором компания не принимала», — говорится в заявлении Fortenova Group.

Сбербанк в ответ на запрос Frank Media заверил, что сделка закрыта 31 октября 2022 года «в строгом соответствии со всеми международными юридическими нормами и стандартами без каких-либо нарушений», госбанк уже получил всю сумму, причитающуюся ему от продажи, а на уведомление компании у него есть семь рабочих дней.

Однако источник, близкий к руководству госбанка заверил, что последствий для кредитной организации не будет. А в ответ на вопрос как именно удалось продать компанию без проведения due diligence он ответил: «уметь надо». Источник, близкий к одной из сторон сделки отметил, что последствия, вплоть до уголовных, возможны для исполнителей, особенно если среди них есть люди с резидентством в странах ЕС или Великобритании.