Минфин России склоняется к тому, чтобы сохранить ставку НДФЛ в размере 13-15% для россиян, которые уехали из России, но продолжают удалённо работать на российские компании. Об этом заявил глава министерства Антон Силуанов. Сейчас этот вопрос обсуждается с парламентом.

По его словам, сейчас число граждан, которые работают удаленно из другой страны, увеличилось. При этом россияне, переезжая из одной страны в другую и проводя там менее полугода, могут вообще не быть налоговыми резидентами ни одной страны.

«Поэтому с точки зрения налоговой справедливости мы предусматриваем подготовку соответствующих законодательных решений о том, чтобы несмотря на то, что человек ведет свой бизнес в России, находясь за рубежом, он все-таки платил соответственно и подоходный налог», — заявил Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 1».

Однако тут встает еще один вопрос: какой должна быть ставка этого налога – как для нерезидента России (30%) или как для резидента страны (13-15%). И здесь Минфин склоняется ко второму варианту.

«Этот вопрос мы рассматриваем и, конечно, склоняемся к тому, чтобы здесь не менять статус резидентства. И мы предусматриваем, чтобы такой вид деятельности, который осуществляется в нашей стране из-за рубежа, также налогооблагался по ставке аналогичной, как и для резидентов РФ – то есть 13%», — отметил глава Минфина.

Ранее о том, что Минфин собирается обсуждать с законодателями, чтобы тем, кто ранее был российскими налоговыми резидентами, в 2021 году, сохранить резидентский уровень ставки — 13-15%, сообщал замминистра России Алексей Сазанов. В октябре он отмечал, что окончательно этот вопрос не решен.

Согласно законодательству, если россиянин в течение календарного года перестает быть налоговым резидентом, ставка НДФЛ для него вырастает вдвое — до 30% от полученного дохода. Тогда по общему правилу по итогам года его ждет ретроспективный — с начала года, в котором гражданин стал налоговым нерезидентом, — пересчет НДФЛ по ставке 30%. В такую ситуацию могут попасть граждане РФ, которые удаленно трудятся на российскую компанию из-за рубежа. В этом случае работодатель, являющийся налоговым агентом своих сотрудников, будет удерживать 13% НДФЛ с зарплаты, пока работник не проведет 183 дня за рубежом. С того времени как сотрудник потеряет налоговое резидентство, работодатель обязан взимать с его последующих доходов 30% и доначислить недоплаченный НДФЛ за предыдущие месяцы, следует из статьи 226 НК РФ.            

Однако статья 208 НК РФ в числе источников дохода за пределами РФ называет «вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации». В прошлом году Минфин и ФНС давали пояснения по этой норме. По ним источник дохода определяется по месту, где фактически выполняется работа, а не по регистрации компании. В таком случае работодатель мог вообще не удерживать НДФЛ с сотрудника-нерезидента, не считая источник получения дохода российским.

Минфин предложил определять источник дохода по месту нахождения компании. И решил обязать компании следить за местоположением своих сотрудников под угрозой штрафа — 20% от суммы недоплаченного налога.

Минфин обещал, что дополнительное налоговое бремя не ляжет на плечи сотрудников зарубежных филиалов российских компаний и будет подлежать зачетам в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения.

О каких еще налогах стоит помнить россиянину, уехавшему из страны, читайте в материале Frank Media.