Чистая прибыль российских банков по итогам 2023 года может превысить 1 трлн рублей, считает директор департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов. Такую оценку он дал на пресс-конференции о развитии банковского сектора России по итогам 2022 года.

«С прогнозами надо всегда делать оговорки. Если не будет новых потрясений, то результат в 2023 году будет лучше, чем в прошлом году», — прогнозирует Александр Данилов.

Финансовый результат

Чистая прибыль кредитных организаций в 2022 году составила символические 0,2 трлн рублей против высоких результатов 2021 году (2,4 трлн рублей) и показателя 2022 года — 1,6 трлн рублей. По его словам, без послаблений, которые ЦБ применял к банкам в 2022 году, кредитные организации получили бы «небольшой отрицательный результат» в прошлом году. Послаблениями от ЦБ пользовались примерно 1/3 банков в 2022 году.

Докапитализация

Александр Данилов отмечает, что некоторым банкам и дальше понадобится докапитализация. Однако этот процесс «подконтрольный» и «системных рисков не несет». В прошлом году в декабре ряд банков был докапитализирован своими акционерами на 92 млрд рублей.

Создание резервов

В 2023 году Банк России не ждет от банков значительного досоздания резервов, однако отчисления в резервы будут расти. «Кто не сможет сохранить (устойчивость — FM), придется дорезервировать», — отмечает глава департамента. «Но какого-то катастрофического роста резервов относительно тех уровней, которые мы уже видели, вряд ли стоит ожидать», — говорит он. По мнению главы департамента ЦБ, основной объем резервов банки уже сформировали, а дальше будет «постепенное дорезервирование тех проблем, которые будут дозревать», которые никак не окажут влияние на здоровье сектора в целом.

Отчисления в резервы по итогам 2022 года выросли в пять раз по сравнению с 2021 годом и достигли 2,5 трлн рублей.

Отчетность

Планируется, что банки возобновят раскрытие отчетности по РСБУ в апреле 2023 года, когда опубликуют отчетность за 2022 год и первый квартал 2023 года. Банки будут раскрывать формы отчетности с определенными изъятиями, «там, где потенциальные санкционные риски несут отдельные элементы». Однако основные формы отчетности останутся: баланс, отчет о прибылях и убытках и «все что нужно, чтобы принять решение относительно в целом финансовой устойчивости кредитной организации», — отметил Александр Данилов.