Фото: Екатерина Невская

Совет директоров ЦБ на первом в 2023 году заседании сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Такое решение ожидало большинство опрошенных Frank Media экономистов и аналитиков.

Решение не менять ставку Центробанк принимал на фоне роста цен, увеличения бюджетных расходов и ухудшения условий внешней торговли, а также напряженности на рынке труда, где рост зарплат не поспевает за ростом производительности. Ключевая ставка остается неизменной с сентября прошлого года, но впервые за полгода регулятор решился на жесткий сигнал: при усилении проинфляционных рисков он рассмотрит целесообразность повышения ключевой на ближайших заседаниях. Кроме того, ЦБ повысил прогноз по среднему уровню ключевой ставки на 2023 год – до 7-9%.

Что будет дальше?

“Еще по итогам прошлого заседания стало ясно, что регулятор начинает готовить рынок к возможному ужесточению денежно-кредитной политики. В этом смысле исход сегодняшнего заседания – шаг в том же направлении”, — говорит директор аналитического департамента ИК “Регион” Валерий Вайсберг.

ЦБ всегда славился последовательностью и взвешенностью, поэтому “чтобы не травмировать” рынок, сделал тот шаг, который был наиболее ожидаем, предполагает эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций” Михаил Зельцер: “Хотя оно явно было трудным – на чаше весов находится экономический рост, увязываемый с возможностью доступного фондирования корпораций и частного сектора, и инфляция”.

Усиление инфляционного давления и спроса пока находится в плоскости рисков, а не текущих трендов, считает главный экономист по России и СНГ “Ренессанс капитала” Софья Донец. Однако уже сейчас ЦБ уверенно озвучил свой приоритет в определении дальнейшей денежно-кредитной политики – это борьба с инфляцией.

“Ренессанс капитал” пока не меняет прогнозного значения по ставке в 6,5% по итогам года. Прогноз ПСБ – сохранение ключевой на уровне 7,5% в течение года и снижение ее до 6% к зиме.

К последовательному понижению призвал и глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Процессы импортозамещения, восстановления потребительской активности, оживления корпоративного кредитования способны в ближайшей перспективе нивелировать проинфляционные риски, уверен он.

Большинство же опрошенных Frank Media экспертов считают, что ставка вырастет уже на ближайшем заседании. На фоне неопределенности рост потребления может сократиться, как и инвестиций, поэтому определяющим станет динамика бюджетных расходов, рассуждает Вайсберг: если Минфин не вернется в привычный график, уже в марте ключевая вырастет сразу на 50 процентных пунктов (п.п.).

По итогам года она может достигнуть 8-8,5%, считает старший аналитик УК “Первая” Владислав Данилов. По прогнозам Совкомбанка, она может добраться и до 9%.

Как будут расти цены?

На 6 февраля годовая инфляция составила 11,8%. Снижение к декабрю формальное – всего 0,1 п.п., а в последние две недели она выше сезонной нормы. ЦБ пишет о волатильных компонентах, в первую очередь, плодоовощной продукции. Однако цены выросли практически во всех исследуемых Росстатом сегментах, отмечают аналитики телеграм-канала ВТБ “Твердые цифры”. Нет роста лишь в стройматериалах, макаронах и крупах, сырах и электронике.

В начале весны по цифрам инфляционная картина будет приятной: из расчета годовой инфляции выпадут данные за март-апрель прошлого года, когда цены выросли на 16,69% и 17,83% соответственно. Поэтому в апреле годовая инфляция может упасть ниже 4%, рассказал на пресс-конференции зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Но дальше из расчёта начнут выходить очень низкие значения месячных темпов роста цен, которые наблюдались в июне, июле, августе и практически до конца прошлого года. <…> Cоответственно, показатель годовой инфляции будет нарастать”, — предупредил он.

Пока ЦБ не меняет ни таргета по инфляции на 2024 год в размере 4%, ни прогнозных значений роста цен на текущий год – 5-7%.

“Вопреки здравому смыслу прогноз по инфляции не был изменен, и, соответственно, ключевая ставка осталась неизменной. Вместо повышения ставки из-за возросших рисков Банк России лишь добавил в заключение о возможном повышении ставки на ближайших заседаниях. Поэтому теперь есть риск запоздалых действий со стороны регулятора, как это было со стороны Федеральной резервной системы и ЕЦБ”, — категоричен главный макроэкономист “Ингосстрах-Инвестиций” Антон Прокудин.

Что может разогнать цены?

В своем заявлении регулятор признал усиление проинфляционных рисков. В первую очередь, стимулировать рост цен будут усиливающиеся санкции в отношении внешней торговли и финансового сектора РФ. Это ослабит внешний спрос на товары российского экспорта, значительную долю в котором составляют энергоресурсы.

Экспортные цены на российскую нефть в декабре-январе снизились до $50/ баррелей при первоначально прогнозе в $70 на текущий год, напоминают аналитики ВТБ. Сейчас прогноз среднеговой экспортных цен на Urals снижен до $55. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина признала, что прогнозная и фактическая экспортная цена российской нефти могут “значимо отличаться” от котировок. Влияние ценового эмбарго на нефтепродукты, по ее словам, еще стоит оценить.

У России снижаются экспортые доходы, а расходы бюджета наоборот растут, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам” Ольга Беленькая: буквально на днях Минфин отчитался о том, что они увеличились в январе на 59%.

Как сильно ослабнет рубль?

Такие дисбалансы ведут к ослаблению рубля. Цены на нефть по-прежнему оказывают влияние на курс национальной валюты. “РФ сократит добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки в марте, что снизит нефтяные доходы и будет способствовать еще большему ослаблению рубля”, — говорит начальник управления по инвестиционным продуктам КИТ Финанса Юрий Архангельский. Доллар по 70-73 рубля – это перспектива ближайших недель, уверен главный аналитик ПСБ Денис Попов. А по итогам года он ждет ослабления до 75-80 рублей за доллар.

“Валютный курс будет и далее слабеть и из-за роста номинального ВВП, который подстегивает растущая денежная масса. На январь она увеличилась на 24% год к году. Также на курс повлияет и восстановление импорта. Экспортные доходы упадут с рекордных значений прошлого года. Это все в совокупности приведет к ускорению инфляции”, — пессимистичен Прокудин из “Ингосстрах-Инвестиций”.

Что будет с доходами?

Сохраняются проинфляционные риски со стороны рынка труда. Нехватка рабочей силы в отдельных отраслях может привести к отставанию роста производительности труда от роста реальных заработных плат, отмечает ЦБ. На фоне кадрового голода в одних отраслях растет и скрытая безработица в других – 4,66 млн человек на российских предприятиях на конец года находились в отпуске за свой счет, либо работали неполный день, писал РБК со ссылкой на расчеты компании FinExpertiza.

Рост зарплат будет номинальным. “Ослабление рубля и быстрый рост денежной массы будут приводить к ускорению инфляции, которое на недельных данных видно уже в январе-феврале. Располагаемые доходы населения из-за высокой инфляции опять будут падать, несмотря на индексации”, — считает Прокудин.

По прогнозам ПСБ, россиян ждет лишь формальный рост реальных располагаемых доходов населения по итогам года – около +1% год к году.

Что будет со ставками по вкладам?

У населения сейчас доминирует сберегательное поведение, отмечает ЦБ. Однако ставки по вкладам в ближайшей перспективе не принесут им большей доходности, чем в феврале 2023 года, а в случае снижения инфляции даже упадут, считают опрошенные Frank Media эксперты. “На рынке депозитов существенных изменений мы также не прогнозируем, ставки сохранятся в текущем диапазоне, который сформировался еще в конце 2022 года”, — говорит представитель ВТБ.

На 10 февраля индекс ставок по вкладам FRG100, который ежедневно рассчитывается на основе годовых депозитов на сумму 100 тысяч рублей, составил 6,64%. За неделю он прибавил 297 пунктов, однако за месяц снизился на 117 пунктов. Индекс ставок на 3 и 6 месяцев остается на уровне 6,83% и 7,18% годовых, добавляет управляющий директор проекта Финуслуги Московской биржи Игорь Алутин.

Максимальные ставки – до 10% – банки дают только на долгий, от полутора лет, срок. Именно в длинных депозитах ждут они своих клиентов. “На фоне стабилизации ситуации мы увидим усиление двух трендов: обратный переток средств граждан из накопительных счетов во вклады и спрос на «длинные» вклады. Последняя тенденция отчетливо проявилась еще в конце прошлого года. Многие игроки рынка повышали ставки в первую очередь по долгосрочным вкладам, чтобы привлечь средства на более долгий срок. Это полностью совпадает со стремлением граждан зафиксировать высокую доходность на длительный период”, — надеется руководитель службы пассивов и комиссионных продуктов Почта-банка Геннадий Чаусов.

А вот в ВТБ такой тенденции не видят: “Клиенты сохранят наибольший интерес к вкладам сроком до 1 года в условиях ситуации неопределенности и рисков потери процентов в случае досрочного снятия средств”.

Что будет с кредитами?

Ставки по кредитам в меньшей степени подвержены влиянию ключевой ставки, банки ориентируются на требования своих риск-политик и другие факторы. В краткосрочной перспективе они меняться не будут. Однако на фоне всеобщей неопределенности в долгосрочном периоде они скорее будут расти, считает большинство собеседников Frank Media.

В розничном кредитовании ставки потихоньку растут, говорит Алутин. По данным индекса кредитов «Финуслуг», по состоянию на 9 февраля среднее значение полной стоимости кредита (ПСК) в топ-20 банков составило 19,24% годовых, что более чем на 1 процентный пункт превышает значения сентября 2022 года. В то же время банки осторожны в анонсировании своих планов удорожания потребкредитов. В частности, ВТБ, Почта банк и МКБ пока таких изменений не планируют.

В корпоративном кредитовании вряд ли стоит ждать каких-либо изменений в кредитовании бизнеса. «Скорее, даже борьба за кредит усилится, т.к. часть иностранных банков ушла или уйдет с рынка, а ряд бизнесов более не может занимать за границей и вынужден кредитоваться внутри страны”, — категоричен Архангельский.