Верховный суд Российской Федерации (ВС) 10 марта опубликовал решение по спору об алиментах банкрота Владимира Серегина, который был признан несостоятельным в июне 2021 года. Ранее его финансовый управляющий оспорил 17,86 млн рублей выплат Серегина в пользу его бывшей супруги в счет алиментов их общей дочери. Решение же ВС, как рассказала «Коммерсанту» глава практики банкротства и реструктуризации Savina Legal Александра Алфимова, поможет должникам и их супругам «отстаивать выплаченные в преддверии банкротства алименты в отсутствие письменного соглашения».

Арбитражный суд Москвы до этого удовлетворил иск управляющего Серегина, который считал, что тот злоупотребил правом и нанес вред интересам кредиторов. Тогда же суд не принял во внимание доводы бывшей жены о том, что выплаченная ей сумма была направлена на содержание их общей несовершеннолетней дочери. Экс-супруга обратилась в ВС после того, как апелляция и кассация поддержали решение арбитражного суда, подчеркивая, что размер выплат не был завышенным и удовлетворял разумные потребности дочери.

Алфимова также отметила положительную сторону позиции ВС в «очевидной социальной ориентированности на защиту интересов детей». Управляющий партнер юрфирмы ЮКО Юлия Иванова подчеркивает, что дети имеют приоритет перед обычными кредиторами по денежным обязательствам, так как алиментные требования относятся к первой очереди погашения в банкротстве.

При этом ВС отметил, что для определения разумного размера средств на ребенка нужно «установить соотношение его интересов с интересами кредиторов». Однако, подчеркивает партнер Guskov & Associates Игорь Гуськов, «в решении ВС нет инструкции, как в отсутствие соглашений или решений суда отличить платеж по алиментам от попытки вывести денежные средства под видом благородных целей». Младший партнер юргруппы «Яковлев и партнеры» Денис Крауялис считает, что в такой ситуации создаются риски злоупотреблений: «должник, перечисляя деньги по договорам дарения, потом может сослаться на то, что все это были алименты».